Дневник экспедиции МЛАЭ-2022, 2023

Дневник тест-драйва 2023 г.

Запись дела № 4/2023
24.04.2023 N69°07'00", W105°03'56". Одометр 1650 км. Кембридж-Бей.

Три дня в Кембридж-Бее, горячая вода, интернет, будь он неладен, и снова мастерская. На следующий после приезда день нас покинули основные путешественники, товарищи Андрей Иванович Комри-Пикар, Зураб Саникидзе и Алексей Сафонов. Времени на раскачку у нас нет, поэтому всё время в гараже, исправляем, улучшаем и углубляем машины, как можем. В поездке желающие записывали свои мысли по этому поводу, настала пора реализации многотомного документа. Ещё одна важная задача, список запчастей, необходимых к следующему году. Приобретение их и доставка в Канаду за последний год существенно усложнились, но будем стараться. По результатам поездки определились:

Выявлен чудовищный переизбыток личного шматья у некоторых полярников. Объявляем священную войну гедонизму. Аскетизм! Вот наш девиз! В следующем году задача – доехать до Северного полюса и далее в Гренландию, а не утонуть в Ледовитом океане по причине нездоровых излишеств. Предложения дооснастить вездеходы кофемашинами, кипятильниками и пр. вгоняют меня иногда в ступор, но… таблетку от нервов под язык, и небо опять голубое, работаем. Но вот печаль расставания с боевыми товарищами постепенно отошла на второй план, мысли заняты вездеходами, ведь это они настоящие герои и работяги. Из центра идут запросы, таблицы, графики и сроки, это всё надо заполнить, поскольку без этого никак. Отсылаем размеры кузовных плоскостей для рекламных наклеек. Теперь можно и о маршруте. С погодой повезло невероятно, белая мгла была по-настоящему белой только один раз, снегопадов и пург не было, коптеры летали, снимая нас, медведей и медвежат, морских, полярных и прочих зайцев. Переваливая дважды по суше из одной акватории в другую, пересекали пресные озёра с прозрачным льдом фантастической красоты, набирали лёд, вода из него намного вкуснее снежного дистиллята. Насмотрелись ледяных фигур в торосах и снежных надувах. Поплавали в рукотворной полынье, полюбовались выражением лица водителя, впервые въезжающего в чёрную ледяную бездну. Въехали-выехали успешно. Вечера на стоянках, к сожалению, зачастую бывали испорчены установками Старлинк и Иридиум, не у всех хватало сил обойтись без интернета хотя бы вечер. Во время движения, несмотря на шум двигателя мы ещё разговариваем, на стоянках же большая часть трудящихся мгновенно исчезает в чёрной дыре инфополя. К следующему году хорошо бы утвердить график доступа, как, например, подачи воды в глухой сомалийской деревне или электричества в замерзающей Европе. Порядок всё-таки должен быть.

Такие дела. Ваш ВЕ


21.04.2023 N69°07'00", W105°03'55". Одометр 1650 км. Мы в Кембридж-Бее. Teams

Поехали утром вовремя, в 7.00, по-прежнему по следу электрического Ниссана и сопровождавших его двух шестиколёсных Фордов имени Эмиля Гримссона, в такой местности электрическим красавцам ездить в одиночестве противопоказано, могут дать «под себя» в любой момент. Рядом с двумя дизельными верзилами спокойнее. Выехали в середине дня на сушу, встретился заяц, не чета медведям, храбрый. Мы подъехали машиной к нему на расстояние метров пяти, не больше, он остановился, посмотрел на нас и продолжил спокойно обгладывать с камня то ли остатки мха, то ли лишайники, не обращая внимания на ещё три подъехавших вездехода. Народ сошёлся во мнении что, либо оболтус, не видевший людей и машины, либо баллотируется в вожди племени, а тут случай подвернулся показать соплеменникам отвагу и удаль. Поехали дальше, после этой встречи стало стыдно за собственное слабоволие и бросив чужую колею, потянули по тундре собственный след. Так и въехали в 16.00 в форпост цивилизации. Сегодня и завтра с утра в команде шмон, доктором изымаются оставшиеся продукты в надежде вычислить количество съеденных и их ассортимент, для подготовки к походу следующего года. Главное в этом расследовании, как говорится, не выйти на себя самого. Завтра нас покидают Эндрю, Зураб и Алексей Сафонов, обстоятельства непреодолимой силы влекут их на большую землю. Мы же остаёмся обслужить технику, уточнить списки запчастей, составить перечень необходимого к следующему году. Задачи тест-драйва выполнены, народ цел и невредим, так что всё неплохо..

Такие дела. ВЕ


20.04.2023 N69°31'52", W102°32'30". Одометр 1526 км. Ясно, слабый С-В ветер. Red ATV

Весь день езда по застругам поперёк борозды. В середине дня встретились с полузаметёнными следами электрических людей(я писал о них в предыдущих сообщениях). Следы прослеживаются неплохо, поехали по ним. Понимаем, это чисто нервное, ехать по чьему-то следу, хотя сами, не исключено, проехали бы не хуже, а может и лучше. Тем не менее, едем. Пару раз видели медведей, пугливые, удирают загодя, ничего хорошего от встречи с людьми не ожидают. На ночь встали раньше обычного, в 7 часов, у красной машины лопнул патрубок системы охлаждения, меняют. Алексей Сафонов сварил уху на всех, варил на улице, доктор не допускает рыбный дух в машину. Так в мелких хлопотах день и прошёл.

Такие дела. ВЕ


19.04.2023 N69°52'38", W100°04'18". Одометр 1408 км.

День ясный, ветер несильный, лёд ровный по большей части, так весь день и прошёл. Седрик подтвердил нам гостиницу и мастерскую с 21-го апреля. В Кембридж-Бей рассчитываем попасть 21-го в середине дня. Вот, собственно, и всё на сегодня.

С приветом, ВЕ


18.04.2023 N70°53'32", W097°18'52". Одометр 1248 км.

Погода облачная, яркая. В середине дня подъехали к о. Тасмания, месту прошлогоднего происшествия. В августе мы были здесь, участвовали в извлечении утопленной машины со дна морского. За год ничего не поменялось, сильное течение по-прежнему промывает снизу лёд настолько, что его видно невооружённым глазом не только человеку, венцу творения, но и самым обыкновенным морским зайцам, лахтакам. Двое таких красавцев загорали на льду метрах в ста от нас. Надо сказать, наблюдали за нами с интересом, а наблюдать было за чем. К участку тонкого льда подъехали четыре автомобиля, один из них начал кататься по одному и тому же месту в надежде провалиться. Зрителям (то есть нам), в конце концов это надоело, и мы пошли пешнями добивать этот тонкий лёд. Наконец машина провалилась, её зацепили верёвкой и другим вездеходом вытащили на крепкий лёд. Сделано это было быстро и как-то обыденно. Потом попробовали ещё один способ вытаскивания на высокий берег, собрались и поехали дальше, оставив лахтаков в состоянии полнейшего изумления. Почти сразу сделалась белая мгла и начались небольшие торосы. При полном отсутствии понимания рельефа езда становится интересным приключением. В случае сомнений в прочности льда машины ехали каждая своим следом, ведь прошедшая впереди по слабому льду машина его разрушает, и следующая может провалиться. К вечеру отпустило, мир обрёл привычные очертания, так и закончили трудовую будню.

Такие дела. С приветом, ВЕ


17.04.2023 Понедельник. N71°42'58", W095°34'27". Одометр 1130 км. Vallaey

Тепло. Бивуаком раскинулись на северо-западной оконечности п-ова Бутия на льду пролива Франклина. С утра по понедельникам в зуме проводится конференция, проверяется состояние дел, все нахваливают себя, стараясь скромно, но сильно показать свои достоинства. Начальство на большой земле очень интересует качество связи, оно у нас было на высоте… до этих вопросов. У немцев это называется Generaleffekt, ну вы понимаете. Как только мы начали ею хвалиться, спутники сразу свалили неизвестно куда. Опозорились, короче. Потом, в печали, мы продолжили путь в сторону прохода по суше через п-ов Бутия. Пролив Белло не замерзает, скорость приливно-отливных течений в нём достигает 15 км/час, лёд при таких условиях не образуется, поэтому для нас он непреодолим, да и местные власти взяли с нас слово к нему не ездить. Видели медведей, в том числе любящую мамашу с ребёнком. Незнакомая летающая дрянь, норовящая подлететь поближе к её чаду ей не нравилась, она ловко умудрялась всегда оказаться между малышом и опасностью, иногда пыталась нападать на коптер. Потом был небольшой перевал, и мы оказались в красивой долинке, выводящей к длинному узкому фиорду, по которому мы и выехали в лучах заходящего солнца в пролив Франклина, где и заночевали. На вечер строгали рыбу, ждали медведей на запах, но они не пришли, ночь прошла спокойно.

Вот так. ВЕ


16.04.2023 N71°01'22", W093°29'05".Одометр 1028 км. Нummocks

Ночью было холодно, днём потеплело, -18°, ветра практически нет. У православных сегодня Пасха. План на сегодня таков: двинуться от места ночёвки на восток в поисках открытой воды, найти хорошую полынью и отработать технику её преодоления с подготовкой всего необходимого снаряжения, распределением ролей, в общем, организовать всё так, как полагается в уважающих себя трудовых коллективах. Весь день торосы, перемежающиеся ледовыми полями, классический рельеф, до боли знакомый любому полярнику. У нас в команде два лётчика, Антон и Максим. Антон слетал на восток, на своём коптере, открытая вода в 15-20 км. Приехали, полынья шириной около 150 м, с очень сильно всторошенными берегами, покрыта к тому же молодым льдом- ниласом, берега движутся один относительно другого со скоростью 1-1,5 км/час. Скорость невеликая, но, если хоть что-нибудь при переправе пойдёт не так, исправлять будет крайне сложно. Глядя на эти мрачные берега, заваленные глыбами льда высотой больше двух метров, идея плавания большого энтузиазма в трудовых массах не вызывала. Откровенно говоря, переправ в таких условиях мы всегда старались избегать. Проехав с десяток километров вдоль этого разрыва, пошли взглянуть на него поближе. Полынья исчезла, огромные массы льда пришли в движение и, не в силах остановиться, продолжали громоздить перед нашим взором исполинского размера торосы, правильнее сказать горы льда. Зрелище завораживающее, торос высотой метров семь движется на тебя, огромные глыбы льда валятся вниз, и всё это с весьма впечатляющим звуковым сопровождением. Фотосессия, надо отметить, удалась. Понаблюдав с полчаса за процессом сотворения ледяного мира, отправились назад, к стойбищу, обсудить в тепле и уюте собственные мужество и героизм. .

Такие дела. ВЕ


15.04.2023 N71°59’35’’, W094°02’40’’, одометр 994 км. Ясно, ветер разумный, -25-30°. General plan Teams Abandoned

Проехали за день немного, около ста километров, на последних 20 км перед фортом Росс лёд сильно истоптан медведями, много следов детских, по большей части в направлении от берега на восток, к полыньям. До открытой воды, трещин, около 30 километров. Задача на завтра – доехать до полыньи, отработать всем трудовым коллективом её преодоление, найти мать кормящую с младенцем, оператор сказал, что без этих кадров не уедет. Пускали коптер полетать надо льдом, посмотреть, насколько тяжек будет наш завтрашний путь к высотам документалистики, далеко не улетел, холодно бедолаге. Теперь о форте Росс, это был магазин-склад Компании Гудзонова Залива. Компания основана была раньше возникновения Канады как государства, в 1670 году. К слову сказать, в России примерно в такой же глуши в 1601 году был основан торговый городок – Мангазея, цели те же, торговля с местными. Форт Росс сегодня, это два заброшенных здания, одно – магазин со складом, второе – жилое. Дата возникновения форта – 1937 год. Проработал не так чтобы долго, до 1948 года. В жилом помещении, пустующем уже 75 лет, обнаружили на снегу (окна выбиты) свежие следы медведя, искавшего в отчаянии хоть что-нибудь съедобное, похоже проголодался основательно. Запечатлев всё увиденное на кино- и фотоплёнку, уехали в море, готовить снасти для отработки навыков преодоления полыней. На ужин стейк из нельмы, чай с протёртой клюквой, шоколад, орехи факультативно, в общем, всё как всегда аскетично.

До связи. ВЕ


14.04.2023 N71°27'37",W093°11'28". Одометр 898 км, до пролива Белло и Форта Росс чуть больше 70 километров. Trumps OnIse

День выдался отличный, на перевале нас ждало пресное озеро со льдом необычайно красивым и прозрачным на глубину нескольких метров. Набрали правильного льда для хозяйства, талая вода, говорят, шибко полезна. Спустились по красивой долинке к морю. Вскорости нас догнал снегоход с санями, отец с сыном, родственники заболевшего Джорджа, они тут все родственники, может быть даже слишком. Залив Бутия, по западному берегу которого проходит наш путь, назван в честь пивовара Феликса Бута, поддержавшего кошельком экспедицию Джона Росса в обмен на увековечение его имени на карте мира. К середине дня пошли поля всторошенного льда, чем дальше к северу, тем больше. Стали попадаться следы медведей, видно, мористее есть участки открытой воды. Въехали в зону торосов, запустили коптер, подняли лестницу, воды не видать. Решили не тратить время, едем к Форту Росс, где точно будет открытая вода, там и искупаемся. На эти тренировки, совмещённые с поисками мамаш-медведиц можем отвести пару дней. К вечеру второй день основательно холодает, на полу в машине к утру приличный минус. С утра, в пять часов самый мужественный из нас выпрастывает из спальника руку и включает отопитель салона, через четверть часа поднимается тот, кому доверено варить кофе. Так начинается тяжёлый трудовой день полярных кочевых людей, полный лишений и тягот

С приветом, ВЕ


13.04.2023 N70°08'19", W091°48'. Одометр 731км. Coast

Ясно, ветра нет, красота.Гостиницу в гостеприимном Талойаке покинули без сожалений, все вдруг захотели в тундру. Охотник Джордж пришёл с утра сообщить что у него не всё в порядке со здоровьем и пожелать нам счастливого пути. Проводил до околицы и наконец мы поехали навстречу солнцу и приключениям. С приключениями весь день было не очень, ехали по снегоходному следу, но были вознаграждены погодой и видами. Выйдя в море, ехали вдоль берега, состояние льда хорошее, слегка раздражают заструги. Едем с надеждой увидеть на берегу двигатель с корабля «Виктория» Джона Росса, экспедиции 1829-33 гг. Заехали в бухту Томбей, на холме деревянная католическая часовенка, рядом хозяйственная постройка. В 19 в. это было приёмным пунктом одной из торговых компаний, соседствовавшим с небольшим поселением инуитов. Всё это теперь заброшено. Встали на ночёвку на льду перед завтрашним подъёмом на перешеек полуострова, срезаем дорогу, наверх ведёт снегоходный след, местные тоже не любят наматывать лишнего на гусеницы своих аппаратов. Последние перед ночёвкой несколько километров под крутым склоном в ветровой тени был лёд совершенно ровный, удалось прокатиться с ветерком. Вечером прогулялись наверх, к озеру, по дороге видели следы Карибу и волчьи. Всё в порядке, пищевая цепочка в действии, главное, самим в неё не встроиться.

Такие дела. Ваш ВЕ


12.04.2023 N69°32'20", W093°32’29" Одометр 592 км. Талояк Талояк Талояк  Талояк Талояк

Ясная безветренная погода. С утра -28°C. К 10:30 приехали в Талойак. Разрешение на посещение территорий общины получено, встречало нас практически всё население городка, в школе даже прервали уроки, дать детишкам на нас посмотреть. В каждой машине их сидело человек по 10. Интереса к технике у взрослых было не меньше. На центральной площади каток, ездит специальная машина, чистит лёд. Мальчишки гоняют шайбу. Есть спортивный комплекс. Ночуем. Завтра в 7:00 выезд. В гостинице нашлось шесть свободных комнат (из шести), мы опять при горячем водоснабжении. Дальше с нами до Кембридж-Бея поедет Джордж, охотник из местных. Он покажет нам местные пути-дорожки. Маршрут, на мой взгляд, выбран интересный, как в ландшафтном, так и в историческом смыслах. С завтрашнего дня и до конца пробега мы будем в ненаселённой местности, и это хорошо, короткие остановки в деревнях выбивают несколько из колеи, только наладишь кочевой быт, опять люди, магазины, гостиницы. Итак, наши задачи на ближайшие 12 дней: не поломать технику, провести тренировки команды по преодолению полыньи и не одной, отработать извлечение первой машины, провалившейся на поле молодого льда. Сделать исторические фото- и видеокадры. Системы спутниковой связи работают ПОКА отменно, посмотрим, что будет севернее.

Такие дела. Ваш ВЕ


11.04.2023 N69°15'19",W094°23'35". Oдометр 544 км. Йоа-Хейвен - Талояк Йоа-Хейвен - Талояк
Йоа-Хейвен - Талояк. Идем по снегоходной трассе

За сегодня 100 км. За 5 часов движения. Заструги и тяжёлые прицепы не позволяют ехать быстрее. Погода хорошая, чувствуется весна. Взяли в Йоа-Хйвен 300 л топлива, это больше чем нужно, но есть надежда на настоящие приключения, а в таком случае лучше подготовиться основательно. Сегодня утром разговаривал с местными охотниками, медведицы уже выходят в свет и выводят малышню. Очень трогательно выглядят на снегу следы кормящей матери 67 размера и рядом пара цепочек следов размером с долларовую монетку. Едем сегодня весь день по снегоходной тропе, за день навстречу и в попутном направлении видели с десяток снегоходов, короче хайвей, по местным понятиям. До Талойака 45 км, с ним только что была связь, он уже там, разрешение пересечь полуостров Бутия по землям в собственности общины получено. Завтра в первой половине дня забираем его и охотника, будет помогать Зурабу держать круговую оборону от медведей. Поговаривают, они здесь необычайно хитры и коварны. Машины почти не капризничают, наконец выгнали злых духов в виде воздушных пробок в системах охлаждения синей и жёлтой машин и дело пошло совсем хорошо.

Из пролива Джеймса Росса, ваш ВЕ


09.04.2023 N68°37'32", W95°52'20". Одометр 444 км. Йоа-Хейвен.

Погода наладилась, похолодало, ясно. Предстоят две ночи в гостинице. Привели себя в порядок, посмотрели спутниковые снимки местности. На них неплохо видно состояние льда. Вечером собрание, обсудили дальнейшие планы, их два – двигаться на север к Форту Росс по восточному берегу полуострова Бутия или западному. Это зависит от состояния льда и от разрешения совета общины деревни Талояк на пересечение полуострова по их землям. Завтра в планах немного покопаться в машинах и соорудить кронштейн для ледового радара. Материал есть, дело недолгое. Подсчитали топливо, расход 25л/100км пути. Совсем неплохо для езды по бездорожью с прицепом, вполне удовлетворительно.

Такие дела. Ваш ВЕ


08.04.2023

Накануне, спасибо Илону Маску, интернет выдал прогноз, ветер до 8 м/сек, -18°C, небольшой снежок. Трудящиеся спокойно отправились спать, а утром всё соответствовало прогнозу, но с небольшим уточнением. Whiteout, или белая мгла по-нашему. Это состояние атмосферы при котором нет теней и мы перестаём видеть рельеф. Кто понимает, посочувствует. Медленно, но ехали до 10 часов утра, пока не отказал термостат в красной машине. Экипажу два часа на замену, остальным – второй завтрак и копание в интернете. Канули в лету времена человеческого общения. Снова езда по приборам, видимости почти нет, ветер усилился. Вчера была мысль ехать ночью, но коллектив воспринял идею без энтузиазма, а я не настоял. Идти в поводу у коллектива не стоило, учту на будущее. Рельеф – ледяные поля вперемешку с грядами торосов, преодоление которых в отсутствие видимости и доставляет лишние хлопоты. При переезде через одну из таких гряд в синей машине свернули вал привода правого переднего колеса. Стоим, меняем. Время четыре часа, пробег к этому времени 40 км. Не густо. Продолжили движение в белой мгле в 6 часов. С наступлением темноты в свете фар мир снова обрёл очертания и наш караван двинулся вперёд не в пример веселее. Ехали посменно и к 5 утра мы были уже на подходах к нашей цели. Вывод: если есть вероятность возникновения этой самой мглы, ехать надо, по возможности не останавливаясь. К утру 9 апреля были уже в Йоа-Хейвен () так это название выглядит на языке инуитов. Название деревня получила по имени шхуны знаменитого полярного исследователя Р. Амундсена, зимовавшего здесь при поисках Северо-Западного прохода.

Такие дела. Ваш ВЕ


07.04.2023 N68°33'21", W100°02'33" Одометр 250 км. Салазки для ледового радара
Салазки для ледового радара, совмещено с передвижным туалетом.

Первый полный день на походе. Сегодня пройдено – 175 км. Помаленьку встаём на ход. Едем на восток проливом Виктории. Погода хорошая, состояние льда разное, от небольших заструг до средней паршивости торосов. Это хорошо, условия приближены к реальным, то есть расход топлива можно будет считать достоверным. Машины едут неплохо, Алексей Зайцев (красная) по привычке приходит к нам в зелёную жаловаться, она у него всегда хуже тянет. Зураб получил первый и незабываемый опыт работы с пешнёй, расколол ледяную глыбу и преодолел препятствие. Во второй половине дня наши построенные салазки для ледового радара сломались. Полиэтилен синих бочек, казавшийся мне очень эластичным на морозе, не выдержал бесконечных толчков и ударов о жёсткие заструги и блоки льда и сломался. К следующему году будем работать над ошибками и думать, как сделать лучше. Питание, килограмм продуктов в день на человека не съедаем, во всяком случае наш экипаж. До Гйоа-Хейвен 190 км, думаю, 9-го апреля к середине дня должны добраться.

Такие дела. Ваш ВЕ


Запись дела № 3/2023
05.04.2023 Кембридж-Бей. Метеоусловия без изменений.

Cегодня вечером полная луна, хорошо повыть на неё, время нынче такое, что можно и не сдерживаться, люди поймут. Народ потихоньку подтягивается, вчера прилетел Сафонов Алексей, джентльмен, позитивный во всех отношениях, он же яхтенный шкипер, он же пилот безмоторных летательных аппаратов. Из Таиланда, загорелый, но с заметными следами усталости от избыточного солнца. Не скрывая, радуется бодрящему морозцу (-30°С, as usual), романтическому пейзажу ледяной пустыни, предстоящему походу, собачьему хору по вечерам. В проекте с самого начала, приезжал на испытания зелёного вездехода, тогда мы ломились по руслам замёрзших ручьёв в уральской тайге, ночевали в охотничьей избушке, банька, прорубь, всё как положено. Вождение вездехода освоил быстро, полярный кочевой быт тоже. Едет в одной машине с доктором, организатор пространства. На нём приготовление ухи и строганины. Ведёт протокол технических остановок, путеводный документ дальнейшей модернизации нашей техники.

Вчера же нам нанесли визит представители общины Талояка. Обсудили с ними маршрут, получили несколько дельных советов. Нам предстоит проехать небольшой отрезок по территории их комьюнити, что требует тщательного рассмотрения вопроса местным советом. Отношение к природе трепетное, что радует. Надежда на получение разрешения нас пока не покинула, так что завтра, отправляемся в путь. До Гьоа-Хейвен 450 км, далее, в 150 км Талояк.

Такие дела. Ваш ВЕ


03.04.2023 Кембридж-Бей. Погода без изменений, хорошая.

Вчера прилетел ещё один участник проекта – Андрей Комри-Пикар (Andrew Comrie-Pikard), канадский подданный из Лос-Анжелеса, искатель приключений, в недавнем прошлом известный автогонщик, но теперь любит прохватить по городу на «Жестяной Лиззи», обладателем которой является. Привёз терминал «Старлинк», теперь заживём.

Сегодня трое из нас разлетаются в разные стороны, мы с доктором в Резолют, вернуть оставленное там прошлой весной оборудование, Эндрю в Талояк, соседнее поселение неподалёку, в пятистах километрах к востоку. Задача политическая, обаять местное население и получить разрешение на проезд нашего каравана по частной территории этой общины. Оба вояжа одним днём, к ужину домой.

Понедельник. В такой день лучше всего о докторе.

Доктор Ларин, начинал с преподавания сопромата, но судьба вела его костлявой рукой по извилистому каньону жизни, и, вуаля! теперь он доктор гималайских экспедиций, поднимался шесть раз на вершину Эвереста, побывал на обоих полюсах планеты и объехал с альпинистскими экспедициями все горные системы мира. В нашей экспедиции, кроме медицины на нём питание. Оно, питание, в надёжных руках, привес у народа фантастический. Все уговаривают себя и друг друга, что вот мол, поедем, сразу вернём себе прежнюю изящность форм, эту мантру я слышал многократно, проверено на себе, не работает. Железной рукой начальника похода ограничил дневной рацион трудящихся одним килограммом в день. Весы куплены, даже со шкалой в килограммах. Канада метрическая страна с 1970 года, но процесс застыл в начале пути и на окончательный переход потребуется ещё, лет 150-200. Контейнеров, ящиков и прочей тары для еды куплено много, всё крыльцо нашей с доктором кельи завалено ими и поутру хорошо, вместо зарядки хватануть вымороженным на -30°С контейнером об угол дома. Это называется краш-тест. Сам доктор, вандализмом заниматься не может, психика не позволяет, приходится мне. Надо же после писания дневника уделить минутку и творчеству.

Но, к герою, холост, любит баню, не любит (очень) микробов и бактерий, поэтому всегда богат этанолом. Профилактика вирусных и простудных заболеваний в трудовом коллективе на высоте.

Такие дела. Ваш ВЕ


01.04.2023 Кембридж-Бей. Солнечное утро, -30°С, ветра нет.

Местные собаки валяются на снегу кверху пузом, загорают. У меня появился друг, зовут Дампи, шерсть у него такая, что кинь его в воду, вода до кожи не доберётся. В полдень в посёлке как в добрые старые времена раздаётся гудок, пора на обед. Собачья комьюнити в этот момент начинает дружно подпевать, сразу возникают из детства ассоциации со Смоком Беллью.

В понедельник доктор Ларин и я летим одним днём в Резолют и обратно, вернуть оставленное там снаряжение. Покидали его срочным порядком, торопились к потерявшим свой автомобиль исландским коллегам. Поскольку теперь, из соображений безопасности, точка старта арктического этапа перенесена из Резолюта в Кембридж-Бей, формировать караваны будем здесь.

Ну что, нынче в очереди на препарирование Константин Гаврилов. Сегодняшний герой - крепкий, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, снаружи строгий, внутри подобрее. Женат, дочь-студентка с энергией ядерного реактора. В обычной жизни работает на производстве вездеходов, калибром намного крупнее наших, не слишком многословен, но если молвит что, то с экспрессией. Опытный охотник, на него вся надежда в следующем году, когда вокруг наших караванов со жратвой будут водить хороводы истосковавшиеся по редким экспедициям медведи. Многие из них неплохо читают, в одном из походов стоило написать на бочке «САЛО», они всегда направлялись сразу именно к ней. Константин активно участвовал в подготовке наших машин ещё к антарктическому походу, так что знает матчасть хорошо. Едет в зелёной машине, как и многие в нашем экипаже беззаветно любит строганину из благородных пород рыбы. Начитан, в диспутах аргументацию оппонента слышать способен, что по нынешним временам встречается нечасто. Восприятие жизни в частности и мироздания в целом, не искажено.

Такие дела. Ваш ВЕ


30.03.2023 Кембридж-Бей. Ясно, ветра практически нет, -20°С или около того.

Действующие лица и декорации те же.

Работа в мастерской движется, волокуша для науки построена, и, исповедуя принцип «каждая вещь на походе должна быть многофункциональной» доктор двинул в массы революционно-инновационную идею, а ведь это платформа мобильного сортира! Народ ахнул от масштаба и глубины мысли, осталось только «сказку сделать былью». О результатах читателям доложу позже.

Теперь о людях: на очереди Антон Ершов. Джентльмен непростой, да и как может быть простым человек, проникший в тайны электричества. В миру он тоже нам не чета, путешествуют с женой по планете на мотоциклах БМВ, к автомобилям, как плебейскому средству передвижения, относится с лёгким презрением. Авто в семье есть, это Daewoo Matiz, с кузовными деталями разного цвета с разборки, спидометр которого при скорости 100 км/час показывает 150, мне это видится сильной психологической находкой, а во-вторых тренирует глазомер в зоне работы камер. У дорожной полиции аппарат интереса не вызывает, что не только приятно, но и практично. Антон, автор всей электрики в наших вездеходах, при этом демократичен настолько, что может позволить себе выполнить даже такую работу, как например, поднять домкратом машину или даже прокачать тормоза. Короче, мощная фигура. Он же отвечает за работу ледового радара и спутниковую связь с Большой землёй. Несмотря на груз ответственности, походка у него, да и характер, пока лёгкие.

Такие вот у нас люди. ВЕ


29.03.2023 Кембридж-Бей. Потеплело, -22°С, но с ветерком. Облачно. Подготовка машин

Герой сегодняшнего моего опуса Алексей Дубинин, механик-трудоголик, он же бизнесмен, совладелец серьёзной компании. Род деятельности - строительство и грузоперевозки. В миру начальник, что ничуть не мешает ему виртуозно управляться с любой техникой, оказывающейся на его пути, будь то экскаватор, скрепер, погрузчик и т.д. При строительстве наших вездеходов оказывал неоценимую помощь в подборе самых разных, в том числе редких деталей. Увлёкся нашим проектом настолько, что без раздумий отправился с нами, бросив своё предприятие на своих помощников. Как механик очень въедлив, всё, за что берётся, исполняется им на уровне сборки летательных аппаратов. Основательный джентльмен. Из недостатков, в силу некрупного сложения запасы топлива в организме заканчиваются раньше других, дозаправка нужна чаще. Доктор это знает и компенсирует по возможности. Сегодня Алексей закончил установку двигателя в зелёной машине, его снимали для замены коробки передач. Уходит из мастерской, как правило, последним. Характером, как раз для дальних походов. Ну и хватит, пожалуй, а то остальным ничего не достанется

Сегодня прилетел из Йеллоунайфа Эмиль Гримссон, исландец, известный своими полярными автомобильными экспедициями в высоких широтах, как северных, так и южных. Приехал встречать своих мужчин, сопровождающих «Электрический ниссан, от полюса до полюса». Эмиль един во многих лицах, это один из организаторов и нашей экспедиции. Электрические люди скоро будут назад, затаив дыхание будем слушать рассказы о трудностях и тяготах полярных путешествий на электрической тяге.

Такие дела. ВЕ


28.03.2023 Кембридж-Бей. Погода хорошая, но солнца нет, облачно. -30°С, лёгкий освежающий ветерок. Подготовка машин

Как и обещал, представляю участников.

Алексей Зайцев – 40 лет, женат, исступлённый отец, худощав, что очень ценится экипажем, по причине ограниченности жилплощади. Являет собой редкое сочетание инженера и рабочего высокой квалификации, будь то сварка, токарное дело или что-то ещё. Сейчас он и Константин Александрович строят волокушу для радара, работают на высокую науку. Алексей при выполнении творческих задач впадает в азарт перфекционизма и извлечь его безболезненно из этого состояния иногда бывает непросто, помогает, как правило, только новая творческая задача. В проекте Емеля они с отцом, тоже Алексеем, принимали самое деятельное участие практически с самого начала. Родом Алексей Мл. из Днепропетровской области Украины, там климат существенно теплее, но он, по собственному признанию готов терпеть холод, когда есть мужская тусовка из приятных тебе людей, к тому же больных на всю голову идеей проехать там, где проехать невозможно. На вопрос, зачем это нужно, давно ответил Сирано де Бержерак, в минуту просветления изрекший бессмертное: «вдвойне прекрасно то, что бесполезно», а он знал, что говорил, сдаётся мне. Мы же кроме «бесполезно» ещё и гляциологической науке хотим бескорыстно помочь. Так что наш поход не только вреден, но и полезен.

Немного прозы. Красная машина прошла полностью обслужена, готова в поход, вечером желающие выедут на лёд «прохватить» кружок с волокушей на хвосте, посмотреть, как будет она себя чувствовать. Из ангара в аэропорту пригнали жёлтую машину, есть лист недочётов, выявленных в прошлом году, устраняем.

Такие дела. ВЕ


26.03.2023 Кембридж-Бей. Солнце, ветра нет, -25°С. В общем, курорт. лопасти ветрогенератора

Возимся с машинами, в них есть над чем поработать, ведь совершенству нет предела. На зелёной – замена коробки передач, дала понять - пора на покой. Есть и творческие задачи, сваять волокушу для ледового радара. Требования простые: должна плавать, идти в колее вездехода, обладать таким же дорожным просветом, по возможности не содержать металла в конструкции, чтобы не создавать помех работе радара. Делаем её из пластиковых бочек, по принципу катамарана. Насколько жизнеспособной окажется наше детище, покажет жизнь. Она на то и жизнь, чтобы всё показывать и всему учить, но делает это, к сожалению, иногда с опозданием.

С утра наши электрические коллеги из «Nissan Pole to Pole» установили лопасти ветрогенератора, установленного на телескопической мачте, закреплённой на прицепе и красивой кавалькадой тронулись навстречу приключениям. Диаметр ротора метра 4, не меньше. Будет заряжать энергией батареи электрокара. Главное выпросить у природы-матери побольше ветра. Сверхзадача - доехать до северного магнитного полюса 1920-го года (он постоянно смещается и был по местным меркам неподалёку) и вернуться самостоятельно обратно, что уже само по себе достойно всяческого уважения.

В остальном всё обыденно, на ужин строганина из деликатесной белорыбицы, по напёрстку водки, всё-таки воскресенье и задушевные беседы о запчастях.

Со следующего раза начну рассказывать о наших мужчинах, непоседливые натуры которых гонят кого в высокие горы, кого в высокие широты, хотя, откровенно говоря, мотивация их, на мой взгляд, несложна, не сказать примитивна. Накувыркаешься на холоде и ветру с гаечными ключами под машиной, и возвращаясь домой чувствуешь себя в раю… недельки две-три, а потом снова пора в дорогу освежить в памяти остроту бытия. Так жизнь и прожигают.

Такие дела. ВЕ


25.03.2023 Кембридж-Бей, Нунавут, Канада (GMT-6). Ясно, -31°С, ветра почти нет.

Ночью из Йеллоунайфа приехали две машины сопровождения в рамках проекта «электрический Ниссан покоряет магнитный полюс». Не без приключений из-за малоснежной зимы скальные участки пути были зачастую для них труднопроходимы, что-то ломалось, чинили, ехали. Молодцы, добрались. Красавец Ниссан прибыл в Кембридж-Бей, как и положено настоящему проходимцу, воздухом. Дальше пойдёт своим ходом. Вновь прибывшие – трёхосные Форды F-350 6x6, солидные авто, во всём чувствуется невероятная мощь. Будем с интересом наблюдать.

Сегодня я победил в мозговом штурме на тему «где наш пятый прицеп», ведь в ангаре на территории аэропорта, нами обнаружены:

Но прицепов-то у нас пять! Работник аэропорта по имени Рэнди на мой вопрос не видел ли он пятый прицеп, ответил, да, видел, приезжал мужик на пикапе и увёз. Наши все с облегчением вздохнули, украли, пасьянс сложился. Сделался тот самый мозговой штурм, где его искать. Мы пошли логическим путём, как в знаменитом фильме Рязанова про с лёгким паром. Результатом нечеловеческого напряжения оставшихся в голове нейронов я вдруг понял – искомый прицеп спокойно стоит в ангаре, но не Кембридж-Бейе, а в Резолюте, мы же его там сами и оставили. Просто мне удалось раньше других сломать матрицу. Здесь не воруют. А мужик с пикапом забирал что-то своё, но сыграл роль дымовой завесы. Ну что ж, ломаем матрицу дальше. Завтра суббота, но в нарушение всех базовых законов мироздания будем работать.

Такие дела. ВЕ


Запись дела № 2/2023
22.03.2023 Ура! Наконец добрались до Кембридж-Бея.

Летели самолётом Beechcraft 1900D, вполне себе комфортно, пилотами два джентльмена в технарских робах, лет 21-22 от роду. Посадили мастерски. Погода ясная, бодрящая, рядом ангар с нашими машинами и всем барахлом. Кинулся первым делом к своей бочке, достал ушанку и валенки. Даниэла, встречавшая нас, несмотря на -28°С, в кепке-бейсболке, а я за ушанкой, это какой-то позор, как говаривал председатель домкома Швондер. Поселились, всё организовано отлично, спасибо большое Седрику. Максим во время операторской охоты за сюжетами, встретил на улице отрока лет 8-ми, и тот в беседе рассказал, что следит в Сети за нашей экспедицией и мечтает оказаться в числе участников. Такого же замечательного мальчишку мы когда-то встретили в деревне Яр-Сале на Ямале, он упросил маму выписать журнал «4х4 Полный привод» только потому, что в нём публиковались наши дневники. Вечером наконец-то жареная нельма (белорыбица), потом горячее обсуждение проблемы формирования продуктовых бочек в караванах и неотделимая проблема мелкого воровства из них участниками чего душа желает, а желает она всегда чего повкуснее. У доктора от этого, как всем известно, начинает портиться настроение, а там глядишь и депресняк... Задача на самом деле серьёзная, будем в этой поездке пробовать решить проблему разными методами, чтобы прийти к большому походу с простой и удобной системой укладки продуктов питания.


21.03.2023 Йеллоунайф.

Чудесная погода. Солнце, ветра нет, -21°С. Утро. За завтраком Сергей Ларин по секрету сказал мне, что у него от радости лишнего дня перестала на нервной почве трескаться кожа. Не исключено, таким методом в светлом будущем будут лечить кожные и не только, болезни. В компании Buffalo Air, нам тоже рады, заходишь к ним в ангар и рот сам собой растягивается в улыбку от вида самых разношёрстных самолётов, и стоящих на полу, и подвешенных под потолком малюток-гидропланов, на которых летом летают на рыбалку. Купаемся в атмосфере доброжелательности и желания помочь. Зураб сегодня в ночь уходит машиной в Эдмонтон (1600 км, отдаст проточить кое-какие детали, заберёт что-то для пикапа Arctic Truck, и сразу назад, одним словом, железный человек. Рыба закуплена деликатесная, Зураб же на просьбу добыть нам немного дичи, сказал, нет проблем, есть оленина, буйвол и даже бизонье, мясо, так что голодать, похоже, не придётся.


20.03.2023 Йеллоунайф.

Вчерашний день провели в дороге, Торонто-Ванкувер-Йеллоунайф. В Йеллоунайфе живём в той же гостинице, что и прошлом году, нас узнали, рады. Этот день станет одним из самых радостных в экспедиции, но мы пока этого не знаем. Напряжённая беготня за продуктами, упаковка всего закупленного, времени совсем мало, нервничаем, и, вдруг, в одном из разговоров с Седриком (он главный в проекте в том числе по всем полётам), выясняется, что летим мы на сутки позже и у нас ещё один день. Это называется «коллективный катарсис», подкидывает всё-таки иногда судьба незабываемые минуты!


Запись дела № 1/2023
18.03.2023 Торонто.

Доктор нервничает, долгая жизнь в дороге окончательно закрепила в нём убеждение, что рассчитывать надо только на плохое развитие событий, а если этого не происходит, то вероятность возникновения неприятности к следующему разу только вырастает. Доверяет по-настоящему Доктор только себе, да и то не совсем. По мере приближения к Кембридж-Бею, стартовой точке нашего пробега нервозность всё-таки спадает и у него. В этом году тренировочный выезд, будем строго следить за расходом топлива, потреблением продуктов и делать выводы, чтобы в следующем году на основной маршрут выйти с минимумом веса, имея при этом всё необходимое. Очень важной и непростой задачей будет наладка устойчивого и, по возможности, быстрого интернета. Такие дела. До связи из Йеллоунайфа.


17.03.2023 Торонто.

Продолжение шопинга, закупка рыбы из Невольничьего озера по удалёнке (спасибо Covid’у), сушим сухари. Закупили в польском магазине настоящего черного хлеба, покромсали на мелкие кусочки и теперь в наших комнатах царит хлебный дух, а все горизонтальные поверхности (кроме пола) заняты будущим деликатесом. Созвонился с Кристианом Хаасом, известным гляциологом из института Альфреда Вегенера. Вечером ужинаем вместе. Он принимает живое участие в нашем проекте, привёз ледовый радар для измерения толщины льда. Подробнее об этом интересном и полезном приборе я напишу позже.


16.03.2023 Торонто.

Гостиница. Люди вокруг обычные, без следов оскальпирования и прочего насилия. С утра, невзирая на 7-ми, а у кого и 10-тичасовую разницу во времени за работу, самую тяжёлую и неприятную мужскому сердцу, таскаться по магазинам со списками продуктов, инструментов и всякой другой необходимой дряни. Делать это в предместье Торонто не в пример легче по сравнению с Костантинополем, местная архитектура и колорит в экстаз, плавно переходящий в инфаркт-инсульт не вгонит, поэтому от задачи не отвлекаешься.


15.03.2023

Больше 11 часов в самолёте – это вам не фунт изюму, правда ближе к концу полёта справа по борту появилась Гренландия, пейзаж величественный, необычайной красоты, не то что те, в гостинице. Горы, сверкающие на солнце, ледники и море со льдинами. Прошёлся по салону самолёта, наши дремали, хотел разбудить, сказать, а потом отдумал, зачем такой красотой делиться, пусть будет моей, я им потом, в минуту слабости расскажу, может быть… В этот раз наша группа у офицера-пограничника подозрений почему-то не вызвала, а узнав, что мы дальше в Нунавут, он окончательно потерял к нам интерес и мы ушли в Канаду как-то слегка даже расстроенными.


14.03.2023 – Стамбул.

Погода хорошая, +5°С, вчера поздно вечером собрались в гостинице механики, ваш покорный слуга и доктор. С утра закупки на пробу разной мелочёвки, после обеда Ларин отпустил нас глотнуть напоследок византийской культуры перед погружением на два почти месяца в североамериканскую действительность. Доктор – человек с бритвенно-острым чувством ответственности, тратить время на вздохи типа «эх, жили люди…» он себе позволить не может. Гостиница наша соседствует с клиникой пластической медицины, и наша группа неприятно выделяется среди основной массы постояльцев отсутствием шрамов, опоясывающих голову или пластырей на носах, в общем плебейским пофигизмом в отношении собственной внешности. А мы что, трактористы, видно же невооружённым глазом.


Дневник тест-драйва 2022 г.


31.03.2022 N69°11', W 103°32' Одометр 2810 км. Вид с дрона на наши машины и Кембридж Бей. Поход 2022 года закончен.
Вид с дрона на наши машины и Кембридж Бей. Поход 2022 года закончен.

Утро. 5:00. Темно. Мы хорошо продвинулись на запад вчера и время на моих часах перестало соответствовать световому дню. Но, captain’s word is law, поэтому подъём, и никаких. До финиша недалеко, в видах борьбы со сглазом набили бачок снегом, зная, что в таком случае избежать дорожных неприятностей шансы сильно повышаются. Стоит же только сказать или просто громко подумать, что ничего не надо, скоро в гостинице будем, сразу пиши пропало. С утра наполнили термосы кипятком, отогреть радиатор у жёлтой, и она тут же завелась с пол-оборота, назло, конечно. Начинаем их одушевлять, это уже некий медицинский признак. Рассвело. На льду небольшого озерца встали потренироваться в извлечении машины из воды на лёд. Имитация, конечно, до воды в пресных озёрах не добраться зимой в этой благословенной местности. Лишние испытания лишними никогда не бывают, и наш случай это подтвердил. У нового ледового якоря при хорошем натяжении согнулся кончик, ему Зайцев нежной рукой сделал обрезание, и всё заработало. У стоек буквы «Л» стальные наконечники оказались чрезмерной длины и в твёрдом пресном льду один из них согнулся, хоть и был из высокосортной стали, опять обрезание, хорошее всё-таки это дело! Заработало! В остальном всё было хорошо, мужественные лица полярных кочевников в лучах восходящего солнца, оператор с риском ампутации пальцев рук, вращающий в экстазе ручку своего аппарата, Андрей Иванович, вдохновенно знакомящий телезрителей с нашим будущим подвигом. К 11:00 тело автора этих строк, изнурённое ответственными испытаниями, вместе со всем караваном было доставлено в Кембридж-Бей, где и закончился наш пробег этого года.

Такие дела. С приветом из славной провинции Нунавут, ваш, ВЕ


30.03.2022 Ветра нет, ясно, -32°. N70°27', W 099°24'. Одометр 2562 км. Дневной пробег 248 км. Елагин на броневике.
Елагин на броневике.

Поднимаю всех с утра в 5 часов, причём по времени другого часового пояса, нам оно подходит лучше по наступлению рассвета. Народ восторгов по этому поводу не испытывает, а у меня старческая бессонница, я об этом всем сообщать стесняюсь, использую это в корыстных целях, пусть думают, о моей железной воле, ну и вообще. После ритуальных танцев с горелками вокруг радиаторов, поехали. Сегодня дорога пошла повеселее, разок даже разогнал зелёную старушку до 60 км/час. Но это так, вспомнить молодость. У нас на хвостах прицепы, и высокая наука, ледовый радар, беречь надо. Да и вообще, задача у нас приехать в Кембридж-Бей, и готовить машины к основному походу будущего года. К вечеру сел за руль Форда, по снегу идёт бедолага очень тяжело, слишком велико давление на грунт по сравнению с нашими машинами. Справа сел Андрей Иванович (сменили ему отчество на правильное, второе имя у него Джон), беседа опять выдалась интересной.

Так, в познавательных беседах и сгинул во тьме времён ещё один день.

С приветом, ВЕ


29.03.2022 N71°13', W096°46' Одометр - 2400км, от Резольюта - 400.

Ветра нет, ясно, -32deg;. Утро в плане борьбы с морозами, начинаем с прогрева газовой горелкой радиатора и охладителя ГУР, потом запускается двигатель. Сегодня день езды по лежачим полицейским. На каждые сто метров пути их примерно 10 человек (застругов). При дневном пробеге в 165 км получаем количество полицейских попавших мне под колёса – 16500. Днём у Форда меняли колесо, порез. Где-то нашёлся камень поострее. Ледовый радар разболтался на кронштейнах, не исключено, месть полицейских. Укрепили, едем дальше.

Такие дела. ВЕ


27.03.2022 N71°57', W 095°16', Одометр 2220 км. 7:00 утра, ясно, мороз около 40°. Хозяин прошёл.
Хозяин прошёл.

С утра проблемы с жидкостями охлаждения двигателей и рулевого гидроусилителя -- загустели, замёрзли. Потеряли около часа, отогревали горелкой. Вечером сидели с Эндрю (его перекрестили в Андрея Евгеньевича), Максимом и Зайцевым. Выпили по глотку водки, закусили строганиной из нельмы. Без этой простой и полезной пищи, даже страшно подумать, что бы с нами могло быть, цинга, и вообще полнейшее одичание с окончательной потерей, как следствие, человеческого облика. С Эндрю обсуждали за трапезой проблемы школьного образования, чья методика лучше, Монтессори или Штайнера, помянули Ирвина и Меллори, пропавших на склонах Эвереста в 1924 году, в общем, недостатка в актуальных темах, для джентльменов, сидящих в кочевой кибитке посреди ледяной пустыни, не было. С Андреем Евгеньевичем(Эндрю) нам сильно повезло, в прошлом автогонщик, прекрасно понимает технику, сложности с работой узлов при низких температурах. Стоим напротив пролива Белло, ключевого во всём Северо-Западном проходе. Всего в 35-40 км к востоку от нас , на другом его конце две хижины Компании Гудзонова Залива, форт Росс. Но, торопимся, может быть в следующий раз заедем туда, прикоснуться к истории. Рассматриваем пристально спутниковые снимки, присланные Эмилем, поедем в зону, на снимке более тёмную, померять толщину льда, вдруг потоньше. Поехали. Померяли. 173 см. Таким образом, определять хотя бы приблизительно по снимку толщину льда ещё учиться и учиться. Черные зоны, это вода. А вот с тёмно-серыми – полная засада, то ли это ровный, без торосов, то ли другая его толщина. До места гибели Форда ещё около 80 км. Часам к четырём пополудни подъехали к месту происшествия. Меж островов неширокий, километра полтора, пролив, и в нём полоса тонкого (15 см) льда. Откуда взялась и как образовалась эта западня, на мой взгляд, понять и объяснить непросто. Если только течение, промывшее лёд снизу. Машина лежит неглубоко, на глубине метров около восьми, прекрасно видна. Поснимали её, подъехали к оставшемуся в живых пикапу. Повозились с запуском его двигателя, заправились и пустились в путь дальше. Впереди зелёная, за ней красная с радаром на хвосте и потом уже Форд. После недолгих пререканий решили поделить героизм с Андреем Евгеньевичем пополам. Сначала немного я, потом он. Так в хлопотах и заботах прошёл очередной трудовой день.

Ваш, ВЕ


26.03.2022 N74°10', W095°50' Бурим лёд и сравниваем с данными радара.
Бурим лёд и сравниваем с данными радара.

Покинули Резольют в 14:00, а планировали сразу после завтрака. Экспедиция, однако. За день, вернее за полдня, одолели 102 км. Погода ясная, к вечеру ветер стих совсем. Едем своим следом назад, в Кембридж-Бей. Позавчера был очень сильный ветер, наделал много застругов, едем, как и положено в этой жизни, поперёк борозды. Из столовой в гостинице Резольюта нам в дорогу надавали коробку вкусной еды, даже баночки с крабовым мясом и прочими вкусностями. Сегодня бурили лёд и сравнивали его толщину с показаниями прибора. Сходится всё идеально, радар работает отменно при толщине льда около 1 м. Позже проверим его работу на других толщинах. Нам это актуально в контексте эвакуации оставшегося в зоне недостаточной толщины льда Форда. Так что наука у нас не только академическая-фундаментальная, но и прикладная. Это повышает самооценку, но, похоже, только в собственных глазах.

С приветом, ВЕ


24.03.2022 Возимся в гараже. Разрывов льда немного, но есть.
Разрывов льда немного, но есть.

Задачи, стоящие перед нами, изменились, нам надо оставить в Резольюте всё то, без чего можем доехать до Кембридж-Бея и вернуться назад. Это касается и запчастей, и продуктов. Работа кропотливая, особенно у доктора, с харчами, да и нам хорошо бы угадать, что оставить, а что с собой. Доктор со свойственным ему тонким юмором, высказал мысль, что оставшийся на месте происшествия другой Форд, с прицепом, до нашего приезда не доживёт, угонят. В Резольюте оставляем один прицеп, шины, с собой берём только две запаски в сборе. Доктор оставляет гору продуктов. Стираемся, готовимся в море, по нонешним временам, в случае чего, лучше быть в чистых рубахах. Наша задача теперь, доехать до места происшествия, по возможности всё задокументировать, и забрать с собой оставшийся в живых Форд, паче чаяния, его не спёрли. Все хотят проявить героизм, и выстроились в очередь в желании стать его водителями. Я обдумываю последовательность движения машин в контексте создания наибольшей безопасности для тяжёлого Форда. Впереди зелёная машина, за ней вездеход в радаром на прицепе, потом пикап. Пробурим пару раз лёд, сравним с показаниями прибора и, надеюсь, всё встанет на свои места.

Такие дела. В. Елагин из посёлка Резольют.


23.03.2022 Резольют. Действующие лица те же.

Викинги на Фордах сегодня в 10:30 пустились в обратный путь, до Кембридж-Бея - Йеллоунайфа.

Холодно и одиноко…
Холодно и одиноко…
Этому Форду повезло больше.
Этому Форду повезло больше.

Мы же в гараж, отдыхать. Вчера у жёлтой машины был перегрев, водитель увлёкся ездой по ровному припайному льду. Бывает.Надеюсь, без последствий. День прошёл в хлопотах, как обычно, ужин, спать. В 0:30 стук в дверь. Эндрю и Максим, с новостями не лучшего свойства. Примерно в 22:30 голубой Форд, в котором водителем Торфи, провалился под лёд и утонул. Торфи и Брэндон, охотник, успели выскочить. Двигались Форды по нашему следу. Всю ночь мы пребывали в неизвестности. Эмиль Гримссон замкнул всё на себя. Авария случилась на середине пути от Резольюта до Кембридж-Бея, примерно в 450 км от нас. На наших вездеходах это 20 часов пути. Нам не было известно, что у них осталось, спальники, палатка, есть ли возможность сделать себе горячее питьё. Провалилась вторая по ходу машина, первая с прицепом, проскочила нехорошее место, но лёд, его монолитность, сильно нарушила. Погода с утра очень ветреная, но в середине дня ребят благополучно снял вертолёт. Теперь снова можно сказать: «Добро пожаловать в Канаду», но уже в кардинально другой тональности. С этого момента спешка для нас закончилась, как, впрочем, и наши планы по поиску приключений и открытой воды на северо-западе Канадского архипелага. Стало ясно, что к моменту основного похода ядро команды надо будет забирать в Кембридж-Бее, поскольку гарантировать безопасное прохождение участка Кембридж-Бей – Резольют на машинах, не обладающих положительной плавучестью затруднительно. Необходимо добавить, что в этом пробеге снежная обстановка на нашем пути была если и не идеальной, то более, чем щадящей. А снег, это субстанция, доставляющая наибольшие хлопоты машинам класса Арктик-трак. А ведь к началу основного похода ядро команды необходимо будет доставить к определённому сроку. Главное же, люди остались целы, медведь к ним не приставал, просто прогуливался неподалёку, видать, просто мимо проходил, так что, всё обошлось и на этот раз.

Такие дела. С приветом, ВЕ


22.03.2022 Резольют. Не был здесь 8 лет. Наглый песец с мелкоуголовными целями пытается залезть в машину.
Наглый песец с мелкоуголовными целями пытается залезть в машину.

Майк постарел, больше не работает в своей деревянной мастерской, живёт в скромном домике, но по-прежнему жизнерадостен и весел. Нас поселили в хорошей гостинице, намного более комфортабельной, чем в 2013-2014 годах. Кормят прекрасно. Для обслуживания и хранения машин до будущего года дали холодный цех. В нём есть мощные тепловые пушки на солярке, которые шумят, как реактивный самолёт на форсаже, но согревают этот ангар с успехом.

Викинги завтра уезжают в Кембридж-Бей. Мы же отдохнём полдня и в гараж, обслуживать машины. Доктору сортировать продукты, нам – запчасти и снасти. Поедем через денёк-другой на северо-запад в поисках открытой воды и приключений. В гостинице по комнатам: Эндрю, я с доктором, Обиход с Максимом и Борисом, трактористы четверо в одной келье. Погода ветреная (это если мягко), холодно. Под зданием гостиницы поселился наглый песец, а что, место хлебное, рядом контейнеры с отходами столовой. Вечером был застукан фотокамерой Зайцева за попыткой забраться к нам в машину на предмет раскулачивания. Не удалось открыть дверь, да и ростом не вышел. Продуктов у нас в избытке и можно бы подкормить засранца, но экологическая наука строго-настрого не велит. Так что, тепло, свет и доброту, которые бережно несёт в своих мозолистых душах наш коллектив по нашей многострадальной, но всё равно чудесной планете, придётся отдавать целиком представителям нашего вида.

Такие дела. ВЕ


21.03.2022 Одометр 1728 км. N737°06' W0957°52' Детки поодаль. Дисциплина.
Детки поодаль. Дисциплина.

На градуснике – 35°, полярник же Зайцев утверждает, что «сорокет», не меньше. Торопит всех с выездом. У него сильная мотивация, в их в машине ночует охотник, и сказать, что похрапывает, значит ничего не сказать. В Резольюте наши с ним пути разойдутся труженики высоких широт будут спасены.

У жёлтой машины потёк шланг низкого давления гидроусилителя руля. Это какой-то ужас, покупали в Торонто самую морозостойкую жидкость ATF, при 30-тиградусном морозе замерзает. В среднем наш караван из шести машин стоит около 1.5 часа в день из-за ремонтов, потому что каждая повозка хочет сломаться отдельно от других Поломки, в основном мелкие, но сумме набирается.

Погода отличная, видели мамашу с двумя подростками-медвежатами, тощая как фотомодель, похоже всю добычу эти два перца себе забирают. Любопытные, подошли на 20-30 метров. Наснимали их вдосталь. К вечеру заковырялись в торосах, Эндрю уговорил меня попробовать ехать в темноте, по слабости душевной согласился, потеряли полтора часа, проехали 1 км и легли спать. Утром, взгромоздясь всеми членами на крышу, осмотрелся и через 20 минут были на ровном льду, а ещё через час приехали в Резольют. Утро, вечер, дальше сами, надеюсь, знаете…

Такие дела. Ваш ВЕ


20.03.2022 Одометр – 1516 км. Мамашка с двумя отроками разглядывают нас.
Мамашка с двумя отроками разглядывают нас.

Вчера вечером печень и икра нельмы со сковородки, 50 гр виски, в общем, скромный пролетарский ужин. У викингов сэндвичи. Сочувствуем.

Сегодня утро мглистое, видимость ~ 100 м. Начало движения в торосах средней руки. Потом стало повеселее, хороший припай, Торфи опять поехал впереди (меня обычно выпускают вперёд, когда нет видимости, у наших машин обзор намного лучше), за день 210 км, потеряли два часа на возню с приводным валом Форда. Викинг Эйо по духу русский, лежит спокойно под машиной, стоящей только на домкрате. Эндрю Пикар с моей подачи уговорил фаталиста использовать нашу подставку. Обошлось. Вечер безветренный, чистый курорт. Гаврилов вечером засолил полтора кг рыбы. Что бы мы без неё делали! И бедный Максим Бадулин!

Едем вдоль границы часовых поясов, электроника мечется от одного времени к другому, общим напряжением умственных сил выставили будильник, не сложилось, эта сволочь зазвонила в 4 часа, а было три. Потом я смотреть буду только на обычные наручные часы, на них не влияют такие мелочи. Ведь мы как куры, нам важен рассвет, а не который час. Не в Китае, чай, там вся страна живёт по пекинскому времени, и ничего, успешно размножаются.

Вот так-то. До связи. ВЕ


19.03.2022 N70°52', W97°50'. Ясно, ветра почти нет. Полярное сияние

Вчера первый раз ездили по всторошенному льду. Торошение около двух баллов по пятибалльной шкале. Форды едут хорошо, на полях ровного льда улетают от нас как ракета. Мы же едем медленно, особенно красная, ей на прицеп повесили ледовый радар имени Кристиана Хааса, известного гляциолога. Радар висит позади прицепа на консоли длиной полтора метра, есть риск сломать его при пересечении гряд торосов. В моей, зелёной машине едет помимо Константина Александровича Гаврилова, оператор, Максим Васильевич Бадулин. Джентльмен, приятный во всех отношениях, вдвойне доставил нам радость известием, что не любит рыбу. Вечером, по завершении творческого процесса увековечения нашего подвига заглядывая в машину и вопрошая, что у нас к ужину, слышит наше хором радостное - рыба! Нельма, или по-другому, белорыбица – царская еда, но Generation П предпочитает Rollton. Большая часть продуктов, закупленных доктором Лариным для поддержания жизнедеятельности команды к нашему вящему отчаянию совершенно непригодна. Дело тут не в докторе, он старался изо всех сил, просто это другой континент, и представления о вкусной и здоровой пище весьма отличны от европейских, а своё не привезти, местная таможня бдит.

Всё неплохо, за день почти 200 км, но в нужном направлении дай Бог, 120. Ледовый радар показывает толщину льда от 1 до 2-х метров. Видели следы медведя, но не боимся, у нас есть охотник. В Кемридж-Бее ружьё арендовали вместе с ним.

Всего хорошего и на связи. ВЕ


16.03.2022 -25-30° сильный ветер. Кембридж Бей. Полярное сияние
Полярное сияние.

Вечером въехали в славный город Кембридж-Бей. Сильная метель привнесла много изысканных форм в архитектурный облик этого форпоста цивилизации на нашем пути на Север. В темноте многого не разглядишь, а день был долгим, поэтому сразу после аристократического ужина бургером с котлетой и душа!, легли спать. Утро 17-го встретило привычно бодрящим морозцем около 30° с ветерком. Мастерскую-ангар нам предоставил Крис, невероятно доброжелательный, активный и толковый мужчина в самом расцвете сил. Жильё наше расположено метрах в 15-ти от места производства работ, таким образом, условия для полноценного отдыха трудящихся созданы идеальные.

Люди, подобные как Крису полностью опрокидывают расхожее в России мнение об американцах-канадцах, как о людях с формально-прикленными улыбками. Кстати, небольшой штрих: кто-то из наших возился с прицепом на улице, мимо проезжал парень на снегоходе, остановился, перелез через снежный бруствер, помог, пожелал успехов и уехал. Ничего, собственно, нового, чем выше широты, тем лучше и внимательнее люди относятся друг к другу.

По машинам: проверка ступичных узлов, протяжка, замена ATF в рулевом гидроусилителе на более морозостойкий. Колёса: два диска потекли по сварочным швам, заварили, покрасили.

Вторую ночь провели в тепле и при канализации. В середине дня некоторым стала приходить мысль о третьей ночёвке, типа, неплохо бы… Железной рукой пресёк расслабленчество и 17:00, в лучах заходящего солнца с гордо поднятыми подбородками мы покинули славный городок, где тебя приветствуют из каждой проезжающей мимо машины, а полицейские, к тому же, не замечают отсутствия номерных знаков на наших самоходных аппаратах.

Такие дела. Ваш, В. Елагин.


15.03.2022 Путевой дневник Зелёная ведёт колонну в пургу к Кембридж Бею.
Зелёная ведёт колонну в пургу к Кембридж Бею.

Вчера вечером прибыли в Кембридж-Бей. День выдался творческим, с утра был сильный ветер и позёмка, видимость то появлялась, то исчезала. До залива Батерст-инлет оставалось около 50 км по вполне себе пересечённой местности с долинами, разделёнными каменистыми гребнями, со склонами разной крутизны. В отсутствие видимости задача пересечь их не вызывала в наших душах большого воодушевления. Но наверху виднее, кому помогать в начинаниях и видимость в нужный момент в той или иной степени появлялась и к середине дня мы, наконец, выбрались на морской лёд. Во второй половине дня, оставив позади уже около 200 километров, мы рассчитывали добраться до горячего водоснабжения часам к 6-7 вечера, но… «Добро пожаловать в Канаду», поднялся сильный ветер и в условиях нулевой видимости (иногда она улучшалась до 5-7 метров) таращась в экран навигатора одним глазом, а другим в лобовое стекло, чтобы, если повезёт, вовремя заметив ледяную глыбу, объехать её, или хотя бы минимизировать удар, «по приборам» приехали в славный посёлок Кембридж-бей. Подошёл вечером к доктору, с просьбой выделить немного этанола в видах борьбы с косоглазием, целительная жидкость была выдана в безжалостно недостаточном количестве. Как известно, самоотверженность на Руси поощряется обильно, но только вербально. В середине пролива, километрах в 15 от посёлка, белый гибридный красавец-Форд «дал под себя», заглючила электроника, хорошо лёд был достаточно ровным и позволил притащить его на верёвке до пункта назначения. Для этой машины поход закончился. Остальные два Форда, попроще, ведут себя вполне достойно и демонстрируют проходимость вполне хорошую, в пределах, разумеется, возможных, для машин этого типа. Коллектив радует, с викингами отношения наладились тёплые, мужчины высокопрофессиональные, в общем, всё хорошо, едем дальше. Завтра у нас день отдыха, и мы проведём его в гараже с машинами.

Такие дела. Всем привет. В. Елагин.


12.03.2022 Путевой дневник Ужин в Емеле.
Ужин в Емеле.

Третий день в пути. Наслаждаемся отсутствием бесконечных напоминаний о своевременной сдаче ПЦР- и прочих тестов. Тундра. Это счастье, оказаться в местах, где можно, наконец не думать, есть у тебя в кармане маска, или нет. В ней оказались как-то совершенно незаметно, лес исчез, и мы оказались на бескрайних просторах Севера. Много оленей-карибу. Олени тут, надо сказать прямо, такие же туповатые, как и у нас на Родине. Видя приближающийся караван им совершенно необходимо перебежать дорогу перед машинами. Причём всегда, исключений не бывает. Но это только развлекает нас и скрашивает до некоторой степени монотонность езды по пока ещё плоской местности. Коротко о нашем кочевом быте. Коллектив разделён конструктивными различиями транспортных средств. Это как с женской обувью, высокие каблуки - красиво, а ходить неудобно, а в валенках наоборот. Так и у нас, Форды красивые и ездят быстро, а вот жить в них – не очень. А у нас «валенки», едут небыстро, а вот жить вполне комфортно. За товарищеским ужином за столом собирается иногда по восемь романтиков и укрепляют по мере сил и щедрости доктора международное сотрудничество и обмен опытом в кочевом образе жизни. По расходу топлива, с большим интересом жду заправки в Кембридж-Бее. На порядочном отрезке пути это будет хорошим, достоверным показателем. Бензиновый Форд-гибрид демонстрирует недюжинные способности в плане прожорливости, бортовой комп иногда с ужасом показывает до 70 л/100км. Мощность двигателя у него явно избыточна, что создаёт только лишние сложности при его вождении в условиях бездорожья. С погодой пока всё хорошо, едем.

Такие дела и до связи. Ваш, В. Елагин.


09.03.2022 Первый день в пути. Сборы в ангаре авиакомпании Buffalo Air в Йеллоунайфе
Сборы в ангаре авиакомпании Buffalo Air в Йеллоунайфе

Собственно, это не совсем верно, в пути четверо, Зайцев, Гаврилов, Дубинин и Елагин неожиданно оказались вчера к вечеру. Дело в том, что после очередной погрузки наших вездеходов на открытые платформы (местные власти так и не разрешили нам проехать 70 км по дороге общего пользования) пришлось ехать за ними на легковой машине для выгрузки в начале зимника. Смысла возвращаться в Йелллоунайф уже не было, и мы вчетвером провели нашу первую ночь в машинах. Рабочий день начался в 7 утра с приездом остальных членов нашей команды. Лёгкий ремонт, регулировки рулевого в красной машине, подвески прицепов с полной загрузкой, в полдень мы в сопровождении местного рейнджера отправляемся в дорогу. Час-полтора – и наш караван набирает, наконец ход и по широченному зимнику к 6-ти часам вечера мы проезжаем запланированные 150-160 км и встаём на ночёвку. С утра был совершенно комический эпизод, наш гиперответственный доктор, Сергей Алексеевич Ларин, готовя авто к выезду, накупил всяческих контейнеров, сформировал из них четыре комплекта по одному на машину. При этом у него не было возможности оценить практическую пользу этих громоздких пластиковых ящиков сомнительного качества, или он просто об этом не задумывался. Кончилось дело тем, что мы просто рассовали содержимое одного такого ящика, а выкинуть его некуда, кругом сплошная экология. Решение простое, отвлечь экипаж и засунуть этот ужас в корму ларинской машины. Крадучись, как пионер, укравший пирожок в столовой, подхожу к задней двери и…, сталкиваюсь нос к носу с Зайцевым, крадущимся с противоположной стороны с таким куском пластмассы. Засовываем оба ящика в корму докторской машины, сгибаясь от хохота, удираем каждый в свою машину. Успокаиваю себя тем, что преступного сговора не было, т.е. приговор будет без отягчающих. Зимник хороший, природа до боли знакомая, незнакома только абсолютная чистота и на дороге и на стоянках. Мороз - к 30°, лёгкий ветерок, погодка бодрящая. Встали в 18:00, завтра хорошо бы проехать около 300 км и съехать с этой частной дороги со сверхстрогими правилами пребывания на ней и уйти, наконец в просторы Белого Безмолвия.

Такие дела. Всего хорошего и до связи. Ваш, В. Елагин.


20 февраля 2022. Миссиссога, день девятый.

День начался очень непросто. Во-первых день моего рождения, во-вторых Зайцев с Павловым вчера вечером вышли из своего номера в гостинице, а войти не смогли. Электронный замок на карточки не реагировал. Джентльмены только что не в исподнем в коридоре, зрелище собою являли безрадостное, Зайцев ушёл комнату к Дубинину и Ершову, Павлов ночевал в выделенном ему помещении. За завтраком выясняется, что в воскресенье специалисты-медвежатники не работают, а понедельник в стране – нерабочий – Family day. В закрытой комнате не только платье полярников, но и ключи от автомобиля. В середине дня, в полном отчаянии позвонил главному - Шахновскому. Не прошло и 10 минут, звонок Зайцева – нашёлся специалист, дверь открыта. Что значит вовремя позвонить куда следует.

Ларин с Павловым на закупках, механики укладывают запчасти и инструменты. Да, совсем забыл, проснувшись утром понял, что волокуше под ледовый радар из добытых материалов, при её громоздкости и весе в нашем караване не место, изготовляем кронштейн на заднюю стенку прицепа, на который прибор и уложим. Не так безопасно, как на волокуше, но этот вариант отложили до следующего года, когда сможем заранее приготовить материалы нужных размеров, характеристик и веса. По мере сортировки, оборудования, закупленного для похода, что-то откладывается в сторону за явной избыточностью, что-то не подходит, из-за того, что в вездеходах бортовая сеть 12 и 220 в, а все электроприборы, закупленные по интернету, рассчитаны на 110 в. Может, оно и к лучшему.

Такие дела. В. Елагин.


Путевой дневник, день шестой

Миссиссога 17.02.2022 Четверг, вечер. За окном снегопад, а весь день лил дождь.

Подготовка к отправке в Йеллоунайф идёт своим чередом, Зураб с утра уехал вызволять викинга Торфи и преуспел в этом, волшебное письмо из министерства туризма помогло, Торфи на свободе, и даже есть рабочая виза на шесть месяцев, так что семья без куска хлеба не останется.

Заказали с Зайцевым металл для волокуши под ледовый радар, деньги взяли благосклонно (как обычно), а товар будет только завтра, хоть обещали сегодня в середине дня. Сегодня же прилетел Сергей Ларин, завтра со всей энергией будет закупать продукты с Борисом Павловым, по мере высвобождения к ним на помощь придёт ещё кто-нибудь из механиков.

Весь день прошёл в ожиданиях разных поставок, всё приходит с опозданием, хорошо ещё если то, что заказывали. Очень помогает Сергей, представитель «Шерпа» в Канаде. Продаёт, обслуживает, ремонтирует вездеходы Шерп. Молодой человек, активный, знающий, доброжелательный. Помог нам купить полиэтиленовые трубы для волокуши-катамарана под георадар для измерения толщины льда по пути следования. Об этом нас попросил известный гляциолог Кристиан Хаас из института Вегенера.

Волокуша получается достаточно громоздкой, но по другому её не сделать, она обязана идти в колее прицепа, иначе в торосах на дрейфующем льду быстро поломается и выйдет из строя, к тому же она обязана быть плавающей. Несмотря на близость огромного города, выбор продуктов, инструментов и всяческого оборудования оставляет желать лучшего. В ответ на наши стенания мы слышим от Зураба, прожившего здесь 20 лет: «Добро пожаловать в Канаду». Он тоже далёк от идеализации канадской части Британского содружества.

Такие дела. В. Елагин.


15 февраля 2022, Миссисога, промзона

Путевой дневник, день четвёртый

Пригород Торонто, действующие лица те же.

Отсутствует Зураб Саникидзе, наш спасательный круг в окружающем нас море проблем. Человек неординарный, сумел опоздать на рейс в Бостон, на который у него даже не было билета. Пришлось ему до Бостона добираться машиной. Там надо было забрать три пикапа для Арктик Тракс и вместе с Торфи и своей женой Марией перегнать их сюда, в Миссиссогу. Миссиссога - это вовсе не пригород Торонто, а как показали последние научные исследования, город-миллионник, шестой по величине город Канады.

Утро сегодняшнее началось хорошо, бригадиру Гаврилову пришло сообщение канадских антивирусных властей, о том, что все мы негативные, по нынешним временам это лучшая новость.

Итак, мы освобождаемся от дальнейшей самоизоляциии и можем приступать к выполнению своих задач. Часов в 10 утра позвонил Зураб и полным оптимизма голосом сообщил, что часа через три воссоединится с нами. К вечеру звонок, Зураб с женой только что пересекли границу и направляются домой, но без третьего авто, без прицепа и без Торфи. А произошло следующее, подъехав к канадской границе, Торфи по простоте душевной на вопрос о его планах в Канаде ответил, «доведу до ума машину с прицепом» да и поеду в Арктику. В ответ канадская таможня со всей возможной доброжелательностью попросила его вернуться в США, оформить себе разрешение на работу в Канаде, поставить на учёт прицеп и после этого возвращаться в страну кленовых листьев и берёз, меж которых дожди, ну вы сами знаете.. В настоящий момент одинокий викинг сидит в гостинице на американской стороне знаменитого водопада в ожидании разрешения на работу и регистрации прицепа. Зураб идёт нарасхват, мы без него в печали, без его так нужной нам помощи и знания местности. Тем не менее работа идёт, грузы пакуются, недостающие материалы и инструменты докупаются. Погода хорошая, лёгкий морозец, а назавтра синоптики обещают потепление и возвращение Зураба.

Такие дела. В. Елагин.


14 февраля 2022, Миссисога, промзона, пригород Торонто. Планируемый путь 2022

Мы ещё никуда не поехали, а путевой дневник уже есть, есть в этом что-то наше, посконное, русское.

Итак: план похода на 2022 год.

12.02 – 19.02 Вездеходы проходят окончательную проверку в Торонто.

20.02 Из Торонто на грузовиках переправляются в Йеллоунайф.

25.02 Вездеходы прибывают в Йеллоунайф.

26-28.02 Йеллоунайф, докупаются свежие продукты, в первую очередь рыба, вездеходы ставим на маршевые (большие колёса).

01.03 Старт экспедиции.

Основные точки пути: Йеллоунайф-Контвойто-лейк- Батерст Инлет, Кембридж –Бей-о.Кинг-Вильямс-Резолют- о.Мейган- выход в океан-Резолют. Расчётное время окончания похода 2022 года – 31.03. 14.00 UTC-4.

За окном -15° погода хорошая. Была бы ещё лучше, если бы наши экспедиционные тёплые куртки (их почему-то называют парками) ждали нас здесь в Торонто, а не в Эдмонтоне. Но ничего, страдания воспитывают волю и укрепляют дух.Работаем, прицепы окончательно собраны, жёсткость подвески и угол схождения отрегулированы, маршевые колёса пока ещё в процессе сборки, больно их уж много, 35колёс. Устранили какие-то мелкие течи антифриза, разбираем инструменты и разные снасти по бочкам . Работа нудная, требует внимания, и аккуратности. Моё же сердце трепещет-трепетает в ожидании Сергея Алексеевича Ларина, чтобы с чувством облегчения свалить груз закупки продуктов и вообще пищевой ответственности в его мозолистые руки. Зураб сегодня хотел улететь в Североамериканские Соединённые штаты, забирать пикапы для компании Arctic Trucks, да не тут-то было, те самые летучие мыши не пустили. ПЦР-тест сдал, но результаты получил аккурат после окончания посадки, плюнул на мышей и авиацию, да и поехал на машине, делов-то, 1000км, правда обратно столько же... Вернётся ориентировочно…как получится, сами понимаете, дальнобойщики дороги перекрывают, короче, лишь бы вернулся. С ним приедет один из исландских джентльменов, будет тоже готовить машины к походу, они поедут вместе с нами до Резолюта, затем вернутся в Йеллоунайф. Мы же потянем след дальше на север, к острову Мейган, к открытому океану, поплескаться в воде, поездить по торосам, посмотреть, как поведут себя шины от ТРЭКОЛа, наделать героических фотографий. Вернёмся в Резолют, обслужим технику и законсервируем до следующей весны, когда снова придёт пора подниматься на крыло. На этом программа 22-го года заканчивается, будем копить силы и нервы к основному походу, на полюс и в Гренландию. Интересно же посмотреть на земли, открытые Эриком Рыжим. Авторитетный джентльмен был, по слухам.

Такие дела. В. Елагин.


13 февраля 2022, Миссисога, пригород Торонто.

С чего начинается экспедиция? Мне кажется, процесс этот надо делить на два этапа, первый, это подготовка похода виртуальная, проработка маршрута, идеи, состава участников, предвкушение счастья перемены мест (для тех, кто понимает).

И второй этап, встреча с реальностью нервотрёпка, и ещё раз нервотрёпка. Срывы сроков, эти чёртовы летучие мыши, одарившие человечество ковидом, бастующие во всех странах, цены, волшебным образом взлетевшие в поднебесье, психоз на границах, и только мы, во всём белом, упорно прорываемся к своей цели, идеально подходящей под бессмертное определение великого Сирано де Бержерака: «вдвойне прекрасно то, что бесполезно». Шутка. А на самом деле несём миру тепло, свет и доброту. Мы, трактористы, прорвались наконец в гостеприимную Канаду, и, невзирая на субботний запрет и десятичасовую разницу во времени, набросились на работу. Жалко, что не по колено в ледяной воде, а то была самая настоящая «как закалялась сталь». Итог дня: прицепы практически собраны, сборка колёс - процесс отладили, и он пошёл. В мастерской наведён порядок, обустроены столы. Откровенно говоря, далось это не без напряжения, но есть надежда, что это поможет побыстрее адаптироваться к местному времени.

Такие дела. В. Елагин.