АВТОМОБИЛЬ-АМФИБИЯ ЕМЕЛЯ
Краткое описание

Вездеход «Емеля», это автомобиль-амфибия, предназначенный для передвижения по болотам, тундре и другим труднопроходимым типам ладшафтов. В качестве наиболее подходящей «местности» для проведения генеральных испытаний вездехода и демонстрации его невероятных возможностей был выбран бассейн Северного Ледовитого океана. По-настоящему суровый климат вкупе с высокой влажностью, торосы, обширные поля молодого льда-ниласа, многочисленные разрывы и трещины, солёная океанская вода в наибольшей степени отвечали, на наш взгляд, требованиям провести всесторонние и предельно сложные испытания предлагаемого вездехода. Нелишним будет добавить, что пройденный маршрут был преодолён колёсным транспортным средством впервые и эта строка в историю освоения Арктики навсегда вписана теперь уже на русском языке. Совокупная протяжённость всех этапов совершённого кругосветного похода (2008-2015) составила 25000 км, что даёт основания считать испытания состоявшимися и с точки зрения ресурсной. Соблюдение требований по экологичности обеспечивает применение шин сверхнизкого давления, в особенности специальные шины-оболочки, рабочее давление в которых всего 0,05 атм. Автомобиль при собственной массе 1450 кг способен в условиях тяжёлого бездорожья буксировать караван из трёх прицепов с массой полезной груза более 2,5 тн. Высокие вездеходные качества, простота и надёжность конструкции, большое внутреннее пространство позволяют использовать наши машины в качестве передвижных лабораторий, патрульных автомобилей пограничников, других подразделений силовых структур в Арктике и на Крайнем Севере, а также для выполнения самых разнообразных задач в народном хозяйстве.

Как устроена ходовая часть? Внутри пространственной дюралевой рамы смонтирован дизельный двигатель от переднеприводной легковой машины Toyota. Два вала из коробки передач передают вращение на блокируемые дифференциалы переднего и среднего мостов. Задний мост подключаемый и тоже оснащён блокируемым дифференциалом. Он приводится через карданный вал и цепную передачу со среднего моста. Приводные валы всех колёс выходят наружу корпуса через сальники. Поскольку мотор, трансмиссия и электрика расположены внутри герметичного корпуса, «Емеля» не боится купания в солёной морской воде. Снаряжённая масса автомобиля менее 1,5 тонны, суммарное же водоизмещение шести шин-оболочек почти пять тонн. Поэтому днище корпуса погружается в воду всего на несколько сантиметров. Во время плавания в открытой воде, несмотря на большую парусность корпуса, только за счёт вращения колёс машина достигает скорости 2-3 км/ч. Ступицы колёс крепятся на рычагах независимой подвески, ход которй 400 мм. От переднего шкива двигателя через отдельное сцепление осуществляется привод лебёдки. Механическая лебёдка надёжна, она не перегревается, как электрическая, а, значит, внутри неё не накапливается конденсат и лёд. Для сварочных работ клеммы аккумуляторов выведены снаружи на борт кузова с возможностью их последовательного соединения. Имеются ёмкости для таяния снега, вставляемые в предусмотренные для них гнезда в моторном отсеке около глушителя. Автомобиль имеет просторный утеплённый кузов с двойным остеклением, автономный отопитель, что позволяет ему на длительное время стать надёжным домом для полярных путешественников и исследователей.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1. Общие данные Вездеходы «ЕМЕЛЯ» 1 и 2 (2008-2009 гг.) Вездеходы «ЕМЕЛЯ»3 и 4 (2011 – по 2015 гг.) Вездеходы «ЕМЕЛЯ»3 и 4 (2018 г.)
Масса снаряж/полная, кг 1500 1450/2100 1750/2300
Дорожный просвет, мм 550 550 550
Полезная нагрузка, кг 600 650 550
Прицепы Одноосные,  подвеска, как у вездехода, материал сталь. Одноосные, без подвески, материал Д16т, с возможностью установки пружинно-амортизаторных стоек. Одноосные с однорычажной подвеской, материал сталь, дополнительно к двум прицепам в каждом караване волокуше из полиэтилена РЕ-1000 на четыре двухсотлитровых жестяных бочки.
Кол-во буксируемых прицепов, масса пустого прицепа/полезная нагрузка, кг 2x250/500 3x150/700 2-3х200/800, волокуша тоже 800 кг при собственном весе 100 кг
Совокупный вес каравана на старте, кг 1500 Более 2500 Около 2800 кг
Среднее удельное давление на грунт с полной нагрузкой, кПа (кгс⁄см²) 7 (0,07) 7 (0,07) 7 (0,07)
Максимальная/минимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием, км⁄ч 55/2 55/2 45/3
Скорость движения на плаву за счёт вращеня колёс, км⁄ч 2-3 2-3 2-3
Емкость топливного бака, л 90 70 70
Расход топлива с тремя одноосными прицепами по 700кг груза на каждом в условиях бездорожья, л/100км 30-50 25-40 Нет данных
Колёсная база, мм 2100, 1500 2200, 1400 Без изменений
Колея, мм 1950 1950 Без изменений
Дорожный просвет, мм 600 600 Без изменений
Размеры (ДхШхВ), мм 5200х2450х2700 5350х2450х2700 Без изменений
Электрооборудование 12V, две аккумуляторных батареи по 75А/час, с возможностью переключения на 24V для производства сварки 12V, две аккумуляторных батареи по 75А/час, с возможностью переключения на 24V для производства сварки 12V, две аккумуляторных батареи по 95А/час, с возможностью переключения на 24V для производства сварки
Ёмкость для таяния воды в процессе движения, расположена в моторном отсеке, л. 10 10 10
Свет Галогеновые фары + дальний свет - ксенон диодная светотехника Prolight (Дорсвет), 18000лм + тум.15000лм Без изменений
Навигация GPS/Глонасс GPS/Глонасс Без изменений
Телефония Iridium (Сателлит-Телеком) Iridium (Сателлит-Телеком) Без изменений
Радиосвязь Yaesy (cтационарные и носимые) Yaesy (cтационарные и носимые) Без изменений
Оснащение лестницами Каждый автомобиль оснащён одной лестницей-мостиком(3м) для преодоления нешироких разводий и трещин, материал-Д16т. Каждый автомобиль оснащён двумя лестницами-мостиками для преодоления нешироких разводий и трещин, материал-Д16т. На крыше зелёной машины лестница для обозрения окрестностей и поиска проходов в торосах. Лестница только на крыше зелёной машины
2. Двигатель      
Дизельный Toyota 2С(E-1), 3C(E-2) Toyota 2С (красная), 3С (зелёная), атмосферный дизель 3СТ турбодизель
Рабочий объём, см куб. 2000; 2200 2000; 2200 2200
Мощность, лс (Вт) 70 ,75(55,2) при 3400 об⁄мин 70; 75 (55,2) при 3400 об/мин 90
Крутящий момент, кгс.м. 12;12,3 при 2000 об⁄мин 12;12,3 при 2000 об⁄мин 14
3. Трансмиссия      
Сцепление Однодисковое, сухое с гидроприводом Однодисковое, сухое с гидравлическим приводом Без изменений
Коробка передач Механическая, 5-ти ступенчатая, дифференциал заблокирован постоянно Механическая, 5 ступенчатая, оснащена блокируемым дифференциалом(блокировка механическая с вакуумным приводом) Без изменений
Главная передача переднего моста Коническая, с гипоидальным зубом, с дифференциалом повышенного трения Коническая, с гипоидальным зубом, с блокируемым дифференциалом Без изменений
Главная передача среднего моста Коническая, с гипоидальным зубом, с постоянно заблокированным дифференциалом Коническая, с гипоидальным зубом, с блокируeмым дифференциалом Без изменений
Главная передача заднего моста Коническая, с гипоидальным зубом, с постоянно заблокированным дифференциалом Коническая, с гипоидальным зубом, с блокируемым дифференциалом Без изменений
Колесные приводы ШРУС ШРУС Без изменений
Муфты свободного хода («хабы») Механические, ручные, на среднем и заднем мостах Механические, автоматические, на ступицах заднего моста Хабов нет для первой половины похода из-за больших нагрузок
Механизм поворота передних колес ⁄ задних колес Рулевое колесо, винт-гайка ⁄ тросовый привод Рулевое колесо, винт-гайка ⁄----нет--- Без изменений
Задний мост Включён постоянно Подключаемый. Привод механизма подключения заднего моста - вакуумный Без изменений
Тормоза Дисковые, трансмиссионные, на переднем и заднем мостах Гидравлические, дисковые, трансмиссионные на переднем и среднем мостах Гидравлические дисковые на колесах 1 и 3 мостов
Лебедка Механическая с многодисковым сцеплением Механическая с приводом от переднего шкива двигателя Электрическая Come up 6000
Трос Кевларовый, длина на катушке 50 м Кевларовый, длина на катушке 50 м Без изменений
4. Ходовая часть      
Колесная формула 6х6 6х6, задний мост подключаемый Без изменений
Тип движителя Колесный, шина-оболочка ОШ-1 1300х500x530 Колесный, шина-оболочка ОШ-1 1300х500x530 Шины ТРЭКОЛ 1300х600х21
Давление в шинах, кПа (кг⁄см²) 5 (0,05) 5 (0,05) 0,05 — 0,2
Ход подвески 400 мм 400 мм Без изменений
Подвеска Независимая, пружинная с амортизаторами, двухрычажная на поперечных рычагах Независимая, на поперечных рычагах, пружинно амортизаторные стойки. Передний мост - амортизаторы двойные Без изменений
Рулевое управление Винт-гайка, одновременным поворотом передних и задних колес винт/гайка, управляемый только передний мост Без изменений
Управление задними колесами отключаемое ---нет--- Без изменений
Радиус поворота по колее переднего наружного колеса, м 5,5 6 (с отключённым задним мостом) Без изменений
5. Кузов Центральномоторная вагонная компоновка (однообъёмник) – водоизмещающий, с интегрированной рамой
Материал кузова/рамы Д16т, 1,2мм, лодка-1.5-2,0мм,сварная/клёпаная по швам с герметиком Henkel Д16т, 1мм, лодка-1.2-1,5мм, клёпаный по швам с герметиком Henkel Без изменений
Водоизмещение корпуса вместе с погруженными колесами, тонн 2,1 2,1 Без изменений
Рама Трехмерная, интегрированная в кузов, легкосплавная, сварная⁄клёпаная Трехмерная, интегрированная в кузов, легкосплавная, клёпаная Без изменений
Количество посадочных мест (с водительским) 3-5 3-5 Без изменений
Количество спальных мест 3-4 3-4 Без изменений
Система отопления кузова и котёл-подогреватель Webasto Webasto Без изменений
Остекление кузова Одинарное,триплекс Двойное, триплекс/поликарбонат Двойное, триплекс, внутри калёное стекло