ПОЛЯРНАЯ КРУГОСВЕТКА НА ВЕЗДЕХОДАХ ЕМЕЛЯ

Арктический этап трансглобальной автомобильной экспедиции


Заключительное слово о походе в феврале-мае 2024. 01.06.2024

Лечу сегодня в Осло на тусовку-проводы полярного этапа на борту корабля Нансена «Фрам». Там будут говорить всяческие славословия в адрес себя любимых, герои же похода – наши вездеходы «Емеля», они вывозили нас исправно из самых гиблых мест, и, несмотря на очень жёсткие режимы эксплуатации почти не ломались. Летим с сыном Ваней, сходим в музей Кон-Тики, Ра, викингов и ещё чего-кого-нибудь. Перед тусовкой собрался, наконец, написать о пройденном путешествии, подбить итоги.

Сижу дома уже полмесяца. Катаюсь на велосипеде, беседуем о жизни с Иваном, бездельничаю в какой-то степени.

Воспоминания о недавнем походе не оставляют, ни днём, ни ночью, посещают часто. В 2009-м и 13-м годах было то же самое, пытаюсь увидеть различие. Самым тяжёлым во всех смыслах был, конечно, первый поход к полюсу в 2009-м году. Не было опыта, машины были сырыми, не были ещё придуманы различные приспособления и не было возможности получать хоть какие-то спутниковые снимки. Люди с большой земли надиктовывали нам координаты расположения больших полыней в надежде, что мы сумеем их как-то объехать. В 13-м году мы ехали без поддержки извне, отчего у меня была постоянная топливная нервозность, хватит - не хватит. Оба раза нам крупно везло с достижением цели, в 2009, огромная полынья шириной несколько километров, успевшая к нашему прибытию покрыться тонким, но для нас на пределе преодолимым льдом, в 2013-м - дрейфораздел, который мы чудом перескочили после того, как два дня собирались с духом.

Но год от году машины становились всё лучше, их ещё перед Антарктическим походом переобули в другие шины, и это оказалось очень правильным решением, проходимость существенно выросла, улучшилась кардинально боковая поддержка на траверсах.

Перед походом мне казалось, что караван из четырёх машин будет двигаться заметно медленнее по сравнению с двумя машинами, и это было бы так, если бы вездеходы требовали ремонта так же часто, как раньше. Но на участке от Кембридж-Бея до Резольюта вылезли практически все болячки, в основном это касалось прицепов, они были за сутки в Резольюте устранены и дальше мы покатились в гораздо более весёлом темпе. Поначалу нам так, казалось, тем более что сперва мы ехали проливами Канадского архипелага, где не было дрейфующих льдов и спутниковые снимки высокого разрешения очень помогали нам выбирать оптимальный путь. По выезде на подвижные льды открытого океана это доверие к снимкам поначалу сыграло с нами злую шутку. Дело в том, что снимки попадали к нам не в режиме реального времени, а спустя 8-10 и более часов. За это время дрейфом нас сносило на несколько километров и мы, в отсутствие чётких ориентиров уже не могли найти наше местоположение на них. В результате, помощь эта была зачастую стратегически - символической.

Теперь о большем, в сравнении с предыдущими походами караване из четырёх машин, вездеходы практически перестали ломаться, а двойное количество народу позволяло колоть дорогу в торосах посменно, ведь для проводки каравана количество работы по колке льда одинаково, будь то один автомобиль или четыре. Таким образом физическая нагрузка слегка уменьшилась. Коллектив быстро разобрался по интересам, и, если надоедало и хотелось сменить обстановку, можно было сходить в гости в другой. С запчастями были случаи перекосов, чего-то было на пределе мало, чего-то в избытке. Очень подкосило отсутствие базы Барнео, с одной стороны мы недополучили много запчастей, которые должен был привезти Зураб Саникидзе, и не смогли потусоваться среди туристов, привезённых воздухом на полюс, скромно продемонстрировать наш героизм и побыть в центре внимания обычных богатых людей, с другой стороны, очень повезло, что вертолёты всё-таки прибыли на полюс, и транспортный ИЛ-76 успел сбросить груз, в том числе наше топливо, до того, весь проект Барнео был остановлен то ли таможенниками, то ли пограничниками. Вертолёт к нам прилетел, топливо привёз, со старыми знакомыми обнялись, дали им позвонить домой через наш Старлинк. Путь к берегам Гренландии от полюса был, пожалуй, посложнее нашего пути от полюса к острову Уорд-Хант в 2013-м году, было больше зон рваного льда, но в борьбе с этой напастью очень эффективны оказались дроны, легче было находить обходы разрывов. Расстояние от полюса до Гренландии на 70-80 км меньше по сравнению с путём от полюса до Канады, но сил и нервов это стоило заметно бОльших.

Что удручало меня в этом походе, так это расход топлива, он был существенно выше по сравнению с 2013-м годом несмотря на то, что тогда мы тащили по три прицепа на каждый вездеход. То ли дело в бОльшей ширине колёс (600 мм против 500), то ли дело в бОльшем количестве часов работы двигателей двух машин на холостом ходу для обеспечения работы Старлинка, от которого невозможно отказаться, поскольку весь земной шар обязан затаив дыхание следить за нашим бессмысленным подвигом.

Что полезного вынес автор этих записок из очередного похода? Прожиты ещё три интересных года, к сожалению, в конце слегка смазанных по воле датской бюрократии.

Тем не менее, родилось много идей по минимизации количества и так нечастых поломок, улучшению конструкции вездеходов как в смысле проходимости и надёжности, так и обитаемости, т.е. удобства жизни и работы в них.

По достижении припайного льда Гренландии я сразу сказал себе, вот и конец настоящему приключению, дальше рутина, но даже и её не случилось, нас подвергли административному аресту на станции Норд и выслали в течении 30-ти часов вон за пределы Гренландии. Причины? Не знаю, объяснения гренландской администрации-полиции о невозможности обеспечить нам спасение в случае нештатной ситуации выглядят, мягко говоря, неправдоподобно, гарантии всяческого рода были нами предоставлены, въездные визы были у всех, кому они были необходимы. А жаль, очень хотелось бы пообщаться с трудящимися на научной станции в центре ледяного купола, рассказать им о возможностях наших вездеходов в контексте использования их при проведении полевых работ на ледяном куполе острова. А ещё потом проехать 200 км от Кангерлуссуака до порта в Сисимиуте по необычайно красивой дороге.

Есть надежда попробовать получить разрешение Властей Гренландии на следующую весну, делая упор на использование машин местной наукой. Было бы здорово продлить таким образом жизнь вездеходам, тем более сменив искусственно-бессмысленные задачи по удовлетворению собственных эго на пользу фундаментальной науке.


Читайте обо всех событиях в дневнике арктического этапа трансглобальной автомобильной экспедиции.
Информацию по всем этапам экспедиции можно помотреть на сайте Transglobal Car Expedition. Ссылка откроется в новом окне.


11.05.2024 Примерно в 7 часов утра по нуукскому времени экспедиция прибыла на станцию Норд в Гренландии для иммиграционного оформления.


06.04.2024 Прошло 11 лет. День в день опять на полюсе.


20.02.2024 Сегодня бессменному руководителю всех экспедиций на вездеходах "Емеля", конструктору вездеходов "Емеля", мастеру спорта международного класса СССР по альпинизму, обладателю медалей чемпионатов СССР по альпинизму, участнику ралли "Париж-Дакар" и просто замечательному человеку Василию Елагину исполнился 71 год. С Днём рождения Василий! Крепкого здоровья, больших возможностей, неисчерпаемых сил, и энергии. Пусть в жизни тебя всегда преследует успех и удача. Пускай не останется без удачи и эта экспедиция. Поменьше торосов, хорошей погоды, попутного ветра и семь футов под килем:)))


12.02.2024 К большому сожалению первоначально запланированный маршрут с выходом на просторы Северного ледовитого океана c самого ближнего к полюсу островка под названием Уорд Ханд рядом с островом Элсмир пришлось поменять. Новый маршрут почти в полтора раза длиннее. Канада не согласовала проезд по организованному в этих местах морскому заповеднику Таллурутиуп Иманга. Заповедник организован в августе 2019 с целью внести вклад в сохранение, защиту и понимание природного разнообразия, продуктивности и динамизма экосистемы морского льда в Арктике. Таллурутиуп Иманга — первая морская охраняемая территория, которой приказом министерства в соответствии с Законом об океанах была назначена временная защита. Согласно указу, в этом районе на срок до пяти лет запрещается любая новая или дополнительная человеческая деятельность, за следующими исключениями:

Схема маршрута
Путь объезда заповедника Таллурутиуп Иманга - жёлтая линия.

МОТ обеспечивает временную защиту этой территории, в то время как Ассоциация инуитов Кикиктани, правительство Нунавута и правительство Канады работают с инуитами и северными партнерами над изучением возможности долгосрочной защиты этой территории.
Планируемый маршрут арктического этапа трансглобальной автомобильной экспедиции

10.02.2024 Наконец-то к экспедиции присоединился её руководитель Василий Елагин.

04.02.2024 Российская часть команды добралась до Кембридж-Бея. Читайте обо всех событиях в дневнике арктического этапа трансглобальной автомобильной экспедиции.


Тест-драйв 2023

21.04.2023 Тест-драйв 2023 окончен. Пройдено – 1650 км. Мы в Кембридж-Бее.

07.04.2023 Первый полный день на походе. Пройдено – 175 км.

22.03.2023 Ура! Наконец добрались до Кембридж-Бея.

15.03.2023 Сегодня команда под руководством Василия Елагина вылетела из Стамбула в Торонто на проведение тест-драйва. Читайте обо всех событиях в дневнике тест-драйва.


Тест-драйв 2022

11.02.2022 Сегодня команда под руководством Василия Елагина вылетела из Варшавы в Торонто на проведение тест-драйва. Читайте обо всех событиях в дневнике тест-драйва.


Антарктида 2018. Москва. Появившиеся в СМИ сообщения о том, как проходил пробег в Антарктиде изобилуют неточностями и, местами, откровенной ложью. Считаю необходимым это исправить, для чего публикую "ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ О ПОЕЗДКЕ ПО АНТАРКТИЧЕСКОМУ КОНТИНЕНТУ НА ВЕЗДЕХОДАХ ЕМЕЛЯ В ЛЕТНЕМ СЕЗОНЕ 2018-2019"
Показать/скрыть все новости об экспедиции


МЛАЭ-2015. На сайте выложен фильм об экспедиции MLAE-2015 «Дорога домой». Оставьте свои комментарии на странице автора фильма Алексея Ушакова.


Бурлак-2016. 15.03.2016. Сообщение от Василия Елагина: "Завтра с утра в сторону Байдарацкой губы выезжают два вездехода. Вновь построенный Бурлак и небезызвестный Макар. Конструктор обеих машин Алексей Макаров из Екатеринбурга. Цель - полноразмерные испытания Бурлака. Василий Елагин включён в состав участников." Читайте новости экcпедиции.


МЛАЭ-2015. 06.05.2015. Сообщение от руководителя МЛАЭ-2015 Василия Елагина: "Мы в Дудинке. Арктическая кругосветка длиной более 16 тысяч километров завершена." Читайте дневник экcпедиции.


МЛАЭ-2015. Планируемая дата начала экспедиции 01.03.2015. Общая протяжённость пути от Барроу до Дудинки около 6000 км. Читайте дневник экcпедиции.

ДУБЛЬ В RED FOX САТЕЛЛИТ ТЕЛЕКОМ

МЛАЭ-2014. Новости коротко. Читайте дневник экcпедиции. ..... показать/скрыть все новости


МЛАЭ-2013. Новости коротко. Читайте дневник экcпедиции и отчёты о проведённых сеансах радиосвязи. .... показать/скрыть все новости


МЛАЭ-2012. В 2012 году 15 февраля два экипажа автомобилей-амфибий «Емеля-3» и «Емеля-4» вылетели на о.Средний архипелага Северная земля с тем, чтобы завершить начатую годом ранее экспедицию по маршруту о.Средний – ледовая база Барнео – Северный полюс – Ward Hunt (Канада) – Resolute Bay (Канада). Автомобили стоят в ангаре на острове Средний. Всё готово для начала экспедиции. Выражаем благодарность всем спонсорам экспедиции. В ближайшее время мы дадим информацию обо всех компаниях, помогавших в подготовке экспедиции МЛАЭ-2012..... показать/скрыть все новости


МЛАЭ-2011. В 2011 году с 4 марта по 15 июня под флагом Русского географического общества и под патронажем Специального представителя Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в Арктике и Антарктике и Первого вице-президента РГО А.Н.Чилингарова проводится экспедиция МЛАЭ-2011 на двух усовершенствованных автомобилях-амфибиях «Емеля-3» и «Емеля-4» из России в Канаду по маршруту: Уренгой – Ново Заполярный – Дудинка – Диксон – о.Средний..... показать/скрыть все новости


МЛАЭ-2009. С 12 марта по 27 апреля 2009 года под патронажем Специального представителя Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в Арктике и Антарктике А.Н.Чилингарова и при поддержке Управления авиации ФСБ России проходила МОРСКАЯ ЛЕДОВАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (МЛАЭ-2009). .... показать/скрыть все новости


Цель экспедиции МЛАЭ-2009 – испытания машин в условиях дрейфующих льдов и достижение Северного полюса на автомобилях была выполнена. Отныне это достижение принадлежит России.

Мы рады Вам сообщить, что после тщательного изучения всех представленных доказательств в связи с Вашей заявкой № 12.047 "Первая успешная попытка достижения своим ходом географической точки Северного полюса от ближайшей земли на автомобилях специальной конструкции" - с 20 марта по 26 апреля 2009 года, сегодня, 26 октября 2009 года, по представлению Отдела экспертиз было принято решение о признании заявки официальным рекордом России (решение единогласное). Ваша Доказательная база признана полностью соответствующей Правилам. Поздравляем вас! Это замечательное достижение, способствующее укреплению имиджа России, будет включено в ближайшее издание "Книги рекордов России"!