Главная
Маршрут
Дневник
Участники
Фото-история
Как строили
ТТХ Емеля
ВИДЕО
 
Официальный спонсор экспедиции:
Газпромбанк
 
Генеральный информационный спонсор:
Фотобанк "ГеоФото"
 
Экспедицию поддерживают:
Москомспорт
РГУФК
Российская аутдор группа
ЦСКАльпинистов им. А.С.Демченко
 
Дневник экспедиции

Во время экспедиции МЛАЭ-2008 будут проведены съемки видеоматериала для создания 60-серийного телевизионного фильма (каждая серия по 45 минут), который будет показан на телеканале ВГТРК-Ямал. Каждому дню экспедиции соответствует одна серия. Съемки производятся на формат HDV со звуковым сопровождением. В фильме будут отражены реальные трудности преодоления ледового маршрута автомобилями в условиях красивой и суровой природы, ледяной пустыни с торосами, полыньями, морозом, пургой, светом раннего утра, ярким закатом, ночным звездным небом. В каждой новой серии будут постепенно раскрываться черты характеров участников экспедиции, их отношение к трудностям, к природе и друг к другу. Запись прямой речи в камеру позволит каждому из них стать желанным для зрителя героем ежевечернего телешоу. Зрителям будут также интересны подробности быта и приготовления пищи в экстремальных условиях, особенности технических решений и идей, примененных в конструкции автомобилей. Во время экспедиции МЛАЭ-2008 ежедневное освещение событий будет обеспечиваться непосредственно с маршрута с помощью спутниковых телефонов «Иридиум».
 

16 мая 2008 г. 

Мы в Ямбурге. Добрались удачно. Успели до активного ледохода. Теперь дело за малым – разобрать Емель и отправиться на грузовиках в Москву.
 

15 мая 2008 г. 

Проехали поселок Тадебяяха. Впечатление как в Сталкере – брошенные дома, которые разбирают на топливо две ненецкие семьи. Они где-то поодаль пасут оленей. Хлопают двери, разбитые окна. Кругом глубокой снег, поэтому двигаемся медленно.
 

14 мая 2008 г. 

Вышли на Обскую губу и движемся к Ямбургу. От попытки достичь полюса отказались - с 29 апреля закрыт ледовый аэродром Борнео, мы бы остались без поддержки авиации. Решили не рисковать.От мыса Арктический на Северной Земле мы спустились на 4 градуса на юг, прошли расстояние как от Москвы до Сочи. И по погоде такая же разница – сейчас 0 градусов. Снег мокрый, тяжелый, под ним вода. Скорость 15 километров в час. Идем намного быстрее, чем в сторону Северной Земли. Приобрели опыт, отладили машины, все отремонтировали. На острове Голомянный оставили до следующего года один прицеп с продуктами, сейчас идем с тремя. Один экипаж у нас состоит из трех человек, что тоже создает определенные проблемы. Николай Никульшин не смог участвовать в эспедиции, остался как запасной. Он занят в другом проекте – создание и производство серийного вездехода - Проект «Z». С ним можно ознакомится на сайте www.z-project.ru и сравнить с нашим. Координаты местонахождения на 7.00 московского времени 71°59'598''N, 74°29'732''E.
 

13 мая 2008 г. 

Вчера вечером были на Диксоне, заправились. Задерживаться не стали и уже в 4 утра выехали. Три часа перебирались через полынью от ледокола, движемся в строну острова Сибирякова. Координаты местонахождения на 9.00 московского времени 73°00'134'' N, 80°35'132'' E.
 

12 мая 2008 г. 

Вошли в устье реки Убойная. Двигались по прямой мимо острова Моржово. До Диксона остается 60 километров. Поищем зимник и пойдем через сопки, километрах в 10 от моря. Координаты местонахождения на 9.00 московского времени 73°38'875'' N, 82°24' 920'' E.
 

11 мая 2008 г. 

Прошли пролив Ленинградцев, находимся на острове Нерпичий. Двигаться стало тяжелее: выпал свежий снег. Серый лежалый зимний снег плотный, по нему машины идут легко. Но намело свежие белые сугробы, снег по-весеннему рыхлый, и машины буксуют. Тепло, с крыш машин струями течет вода. Координаты местонахождения на 9.00 московского времени 74°45'036'' N, 86°50' 513'' E.
 

10 мая 2008 г. 

Идем по морю. Прошли мыс Эклипс. Движение не прерываем. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 75°39'873''N, 90°53'834''E.
 

9 мая 2008 г. 

С праздником победы! Движемся без происшествий и долгих остановок. Прошли пролив Паландер. Хотим заехать на остров Нансена, поискать стоянку яхты «Заря». Исторические места привлекают, без подпитываемого находками интереса трудно продолжать движение. Вокруг все однообразно, теряешь ощущение времени и пространства, надо как-то себя стимулировать. В плоской ледяной пустыне глаз хватается за любые движущиеся объекты. Поэтому мы радуемся, когда кого-то живого видим. Первый раз за все время поездки видели полярную сову. Наблюдали за медведицей с медвежатами возле лунки, мать учила малышей ловить нерпу. На стоянке, когда мы заправлялись соляркой, подошел метров на 70 большой белый медведь, матерый, с прокусанным носом – как добыча мы его не привлекли, ближе подходить не стал.
 

8 мая 2008 г. 

Выехали с мыса Челюскин в 4 утра и за четыре часа прошли 116 километров. Погода солнечная, весенняя, всего -15 градусов. Долго ехали вдоль линии высоких торосов, которая шла в двух-трех километрах от берега. Даже страшно было бы предположить по ним передвигаться. А мы ехали параллельно торосам по идеально-гладкому свежему льду. Рано утром навстречу вышел медведь – толстый, косолапый. Он валялся на снегу, купался. Заметив нас, припустил назад. Мы ехали за ним со скоростью 10 километров в час. Потом он видимо привык, перешел со своей косолапой рыси на шаг. Но маршрут свой все-таки изменил – шел на север, повернул вместе с нами на юг. Движемся в сторону залива Толля. Планируем заехать к знакомым на станцию на мысе Стерлегова. Емелю первого ведем в две смены, каждая пара по 12 часов. А вот водители Емели второго сменяются каждые три часа – их трое, им непросто. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени 77°03'582'' N, 101°16' 090'' E.
 

7 мая 2008 г. 

Рано утром приехали на погранзаставу на мысе Челюскин. Пролив прошли за 8 часов, дорога туда заняла два дня. Солнце, видимость хорошая. Да и навык вождения по торосам уже появился, научились проезжать их сходу. Заметили, что лед в проливе движется, возле заставы появились торосы, которых там не было. На заставе останемся на сутки-двое: проверяем ходовую часть. Собака Клеопатра добежала до родного дома, где ее в штыки встретили собственные подросшие щенки: а нечего было бросать. Тут-то и оказалось, что зовут ее Гильза. Хозяин обрадовался – будет защита от медведя, небольшой белый медведь бродит вокруг заставы, шарит по свалкам. Координаты местонахождения на 4.00 московского времени 77°43'317'' N, 104°15' 286'' E.
 

6 мая 2008 г. 

Сегодня выпал белый пушистый снег. Он все закрыл ровным слоем. Рельеф не виден совсем. Вокруг абсолютно белая мгла. Ехали ближе к сопкам по берегу реки Подъемная. Там ледяные карнизы, обрывы. Ничего не видно в 5 метрах. Скорость среди льдов и троросов 4-12 километров. В час ночи ужинали. К нам вышел белый медведь. Почуял рыбу, которую мы положили собаке и всю съел. Собака лаяла, отгоняла его, но медведь не обращал на нее никакого внимания. Погода теплая: -5-7 градусов. Вокруг мокрый лед. Торопимся назад, нам еще предстоит пройти самое вредное – реки, забитые подтаявшим льдом. Привет всем тем, кто за нас болеет! Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 78°34'260"N, 105°29'628"E.
 

5 мая 2008 г. 

Находимся на полярной станции «Мыс Песчаный». Ее давно покинули полярники. Стоит ветряк, пять домиков, библиотека. Мы были здесь 19 апреля. Сегодня рано утром появилось солнце. Наконец виден рельеф и стало легче вести машину. Но это длилось не долго, опять все заволокло, наступила мгла, но не белая, как в предыдущие дни, а светло-серая. Холодно, -25 градусов. Идем на юг. Когда выбирали курс, долго совещались и решили: курс – домой. Наша собака Клепа повеселела, распушилась, бегает, лает. Вокруг очень много медвежьих следов, до шестидесяти на одном поле. Медведи ходят как по тропе. Троп много, они пересекаются между собой – тропа для больших медведей, тропки для маленьких. Когда ищем путь для машин среди торосов, то часто идем по следам медведей. Они торосы тоже обходят. Идти сложно. Около айсбергов образуются озера, покрытые снегом. Их невозможно отличить ото льда и можно легко провалиться. Но в таком случае нас выручает кеварова веревка фирмы «Liros». Она легкая и очень прочная. Фотографии пересылать трудно. У телефонов «Иридиум» очень низкая скорость передачи информации – 358 бит в секунду. Нужно несколько часов для передачи 30 изображений. При безостановочной езде и сложной ледовой обстановке это делать трудно. А фотографии у нас интересные. Все члены экспедиции получили камеры Nikon COOLPIX. Они маленькие, удобные, но положишь в карман, чуть придавишь – ломаются. Осталось целыми только две. Жалко, ими сделаны самые живые снимки. Пейзажи снимаем камерой Nikon D2X, формат NEF. Хорошая камера – в -30 градусов работает без чехла. Сегодня была съемка на фоне айсбергов с флагами спонсоров. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 79°26'449"N, 102°20'770"E.
 

4 мая 2008 г. 

Едем днем и ночью. Последние три дня – белая мгла, рельефа не видно, едем вслепую. За рулем приходится полагаться только на чувство равновесия. Полное впечатление, что машина едет вверх. Озираешься в поисках любых ориентиров – появились кое-где торчащие из-под снега голубые льдинки – радуешься. Утром стало пробиваться солнце – можно было снимать. Координаты местонахождения на 19.00 московского времени: 79°57'403"N, 99°51'220"E.
 

3 мая 2008 г. 

Едем на юг вдоль ледника Академии Наук. Его высота – примерно метров 50. Расколотые шершавые языки спускаются к морю. Двигаемся как обычно и днем и ночью. Координаты местонахождения на 9 часов 3 мая: 80°26'658"N, 97°27'025"E.
 

2 мая 2008 г. 

Мы достигли самой северной точки архипелага Северная Земля. Мы на мысе Арктический!!! Рекорд 1990 года повторен! Случилось это в 7 часов 52 минуты. Открыли бутылку шампанского – отмечаем. Мы проехали 3208 километров. Мыс Арктический – это ледник, с куполом почти 75 метров высоты. Его купол примерно километров десять в диаметре. Впереди открывается ледяная плоскость, сплошной торошенный лед. Мы приняли решение – дальше на север не идти. Ледовая обстановка уже не позволяет выдвинуться далеко от суши. Считаем, что программа минимум – разведать возможные пути и проверить Емели в сложной обстановке – выполнена. На сам мыс мы приехали с запада. А до этого двигались там, где еще ни разу не проходил автотранспорт: по восточной стороне острова Комсомолец до острова Льдинка. Потом повернули на запад и прошли по краю ледника Полярный, и потом пошли вдоль западной стороны острова до самого мыса Арктический. Когда немного рассеялась белая мгла, которая сопровождала нас несколько дней, мы увидели сюрреалистическое зрелище: на ледяных столбах как на постаментах стоят три машины ЗИЛ-151, ржавые и страшные, одна перевернута. Вокруг гора бочек, проверили – с бензином, и груда ящиков с неизвестным грузом. Чуть вдалеке – трактор. Видимо, после войны завезли груз, а для чего – не понять. Все так, как рассказывал Вадим Шапиро, достигший этой точки в 1990 году на автомобилях. Координаты местонахождения на 8 часов 2 мая: 81°16'474"N, 95°41'115"E.
 

1 мая 2008 г. 

Находимся на мысе Локоть, размышляем, как двигаться дальше. Шли по прямой от острова Мачтовый, по дороге обогнули мыс Розы Люксембург. Вокруг белая мгла, солнце не выходит, рельефа не видно. И живности тоже, только следы медведей. Поздравляем всех с праздником: Труд, Мир, Май! Экспедиции всех стран, соединяйтесь! Координаты местонахождения на 14 часов 1 мая: 80°47'620"N, 97°48'336"E.
 

30 апреля 2008 г. 

Двигаемся на север. Прошли пролив Красной Армии, находимся в районе острова Мачтовый. В проливе было сложно – много свободной воды. Поэтому полуостров Гусиный не стали обходить, а пересекли по суше. Выйдя из пролива, обнаружили хороший надежный лед. Едем и днем и ночью, различие только в погоде. Днем обычно облачно, небо заволакивается и рельефа не видно. А ночью солнце висит точно на севере, свет вокруг желтовато-сиреневый, красиво. Клеопатру в отсутствие Цезаря зовем просто собакой. Ей не обидно – пока кормим мороженой рыбой. Сейчас наша цель – разведать ледовую обстановку, продвинуться вперед километров на 200-250, как получится. Координаты местонахождения на 14.00 московского времени: 80°15'313”N, 97°26'167”E.
 

26-29 апреля  

Несколько дней провели на полярной станции на острове Голомянный, отремонтировали машины и в ноль часов вышли на остров Средний. Пока были на станции, приходил белый медведь, гулял совершенно спокойно, ни на кого не обращал внимания. Собаки для него как комары. На острове Средний хотели забрать собак, которые там остались, но взяли только одну Клеопатру. Пока нас не было, прилетел вертолет, привез работников старательской артели. Там был хозяин Джульетты, он ее и забрал домой. А на Цезаря напали местные собаки. Он пытался стать у них предводителем, но они объединились против него и за все отомстили. Подрали очень сильно. Пограничники положили Цезаря отлеживаться. Через 2 недели прибудет вертолет и его вернут на Диксон. Сейчас идем по проливу Красной Армии севернее острова Потеряный. Постоянно встречаем большие участки воды, покрытые снегом. Хорошо, что наши Емели выдерживают все испытания. Они большие, удобные, пока одни члены экспедиции ведут машины, другие отдыхают – такая конструкция позволяет в них жить. Едем почти круглосуточно с небольшими остановками. Емели не тонут, плавают и не промокают. Внутри сухо. Есть лебедка, с помощью которой мы вытягиваем машины. Передаточное число в трансмиссии у Емели ниже, чем у других машин, поэтому используем 5 скоростей передач, на первой – выползаем, на второй – трогаемся. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 79°57'031”N, 94°20'153”E.
 

25 апреля 2008 г. 

Находимся на полярной станции на острове Голомянный. Василий Елагин и Иван Кужеливский уже были здесь в 2004 году, поэтому нас встретили как старых друзей. На станции сейчас остались Светлана и Анатолий Омельченко, остальные в отпусках. Анатолий потрясающий механик: у него вся техника в порядке, мастерская в идеальном состоянии. Мы и решили у него на базе заняться текущим ремонтом. Планируем двигаться дальше, но после того, как Иван проведет с авиаторами разведку ледовой обстановки. Полярники ходят к своим метеоприборам по проложенным деревянным настилам и обязательно с ракетницей в руках - от полярных медведей. Иногда приходится ездить на уралах и с подножки снимать показания приборов. Вдоль побережья высоченные торосы - метров шесть-семь. А в проливе полыньи, вокруг которых собираются медведи. > > Координаты местонахождения на 11.00 московского времени: 79°33'089''N, > > 90°34'031''E.
 

24 апреля 2008 г. 

Находимся на погранзаставе острова Средний. Прибыли туда в 4 утра по местному времени. Координаты не раскрываем из-за режима секретности. Прошли пролив Красной Армии, до мыса Фурманова ехали вдоль побережья. Погодя солнечная, довольно тепло. Поэтому двигались быстро. Наши собачьи друзья неожиданно встретили односельчанина – на Средний с заставы на мысе Челюскин на вертолете привезли пса. А наши добрались на машине – встреча была радостной.
 

23 апреля 2008 г. 

Все еще находимся в проливе Красной Армии на острове Потерянный. Вчера вернулись к мысу Гусиный Нос на полуострове Гусиный. Прошли по перешейку полуострова Гусиный к бухте Тихой и мысу Медвежий и по льду к острову Круглый. От него добрались до острова Потеряный. Сегодня погода хорошая, светит солнце. Но вода, покрытая снегом, по-прежнему создает трудности. По всему проливу из-под снега видны треугольные обломки айсбергов. Наши собаки на них бросаются, лают, отгоняют их и гордые возвращаются назад. Эту ночь они провели в машинах, отдохнули, у них высохла шерсть. Теперь они радостны и полны отваги. Координаты местонахождения на 11.00 московского времени: 79°56'131''N, 94°19'463''E.
 

22 апреля 2008 г. 

Находимся в проливе Красной Армии. Встречаются участки чистой воды в перемешку со льдом, покрытые мокрым снегом, под которым ничего не видно. Ночью утонули прицепы, пришлось вытягивать. Сейчас погода плохая, пурга, видимость плохая. Очень трудно идти, ставим вешки. Возвращаемся к мысу Гусиный Нос на полуострове Гусиный, будем искать возможность проехать по берегу. Координаты местонахождения на 7.00 московского времени: 80°06'N, 95°02'E.
 

21 апреля 2008 г. 

Стоим на середине пролива Красной Армии. Двигались по большой дуге от мыса Берга -обходили торосы. Видели чаек – приятный сюрприз после многочисленных белых медведей. Координаты местонахождения на 8 часов 80°07' 191" N, 95°35'537" E.
 

20 апреля 2008 г. 

Прошли остров Найденыш. Не обошлось без происшествий: ночевали на льду, и один из прицепов провалился в воду, пришлось чинить поломавшееся колесо. Движемся по восточному побережью острова Октябрьской Революции. На быстром ходу собак забираем в машину, когда идем медленно по торосам – выпускаем. Праздновали день рождения Сергея Пензова, по его словам, двойной. Когда он вел машину, заехал на заступ под большим углом – машина стала заваливаться. И медленно, но неотвратимо плотно легла на левый бок. Пришлось повозиться, подкопали снег и поставили ее вертикально. Все обошлось. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 79°45'531"N, 100°07'592"E.
 


19 апреля 2008 г. 

Находимся в проливе Шокальского, идем от мыса Песчаного. Покинули остров Большевик, идем в сторону острова Октябрьской Революции. Много торосов, приходится петлять, скорость получается 10-12 километров в час. На Северной земле, которую в начале ХХ века назвали землей Николая II, встречаются следы активного освоения полярных широт в тридцатые годы. На мысе Песчаный нашли заброшенную полярную станцию: медведи выбили стекла, в комнатах намело высокие сугробы. На столе лежал брошенный томик Ленина, а под потолком висела чудом уцелевшая лампочка Ильича. Наши новые члены экспедиции уже освоились и приступили к своим обязанностям, так как они это понимают: вчера подняли белую медведицу с двумя медвежатами. Отогнали от машин на приличное расстояние и вернулись. Медведица, видимо, спрятала где-то детенышей и утром вернулась. «Емели» тронулись, а она бежала впереди, отводя страшные существа подальше от детенышей. И так минут сорок, пока не поняла, что до нее никому нет дела. Собаки в основном крутятся вокруг машин. Ночью, когда мы набрали скорость, они, вероятно, уже устали. Пришлось пригласить в салон: Цезарь с подругой Клеопатрой и третьей пока безымянной просто собакой отсыпались и отдыхали. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 79°25'984"N, 102°26'212"E.
 

17-18 апреля 2008 г. 

Вышли с мыса Челюскин, пересекаем пролив Вилькицкого и движемся по направлению к мысу Вайгач на Северной Земле, обходим ее с восточной стороны. Если бы двигались на запад, вышли бы к бухте Солнечной – месту, где летом старатели моют золото. По торосам машины идут со скоростью 3–4 километра в час. Торосы приходится преодолевать с помощью топора и пешни (рукоятки с набалдашником) – идем перед машиной и рубим лед. Среди нагромождения торосов встречаются ровные поля, где скорость доходит до 25 километров в час. Мороз -20 градусов с ветром. С мыса Челюскин с нами идут три собаки, которые нас охраняют и отгоняют белых медведей. Одну зовут Пират, другую – Цезарь, третья пока осталась безымянной. Подкармливаем их мороженой рыбой. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 78°17'563''N, 104°44'935''E.
 

16 апреля 2008 г. 

Мы на мысе Челюскин. Стоим возле тура, сложенного руками Амудсена. Рядом пограничный столб и стоит ржавый пулемет. Двигались вдоль побережья. Подойти к берегу мешал торошенный лед – высота торосов от 2 до 4 метров. Пытаться пробиться было невозможно. И только вблизи мыса Челюскин торосы исчезли и появилась гладкая дорога. На заставе проведем, видимо, целые сутки. Хочется отдохнуть, сделать очередной ремонт. Несмотря на холод и нагрузки все участники чувствуют себя хорошо. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 77°43'317''N, 104°15'286''E.
 

15 апреля 2008 г. 

Находимся в заливе Толля. Стоим вдалеке от берега, вокруг ровная поверхность. Твердая, что немаловажно. Ветер и солнце, температура комфортная, всего -25 градусов. Ночью застряли в рыхлом снегу. Пытались сдвинуться с места и на рывке сломали вал. Пришлось менять. Проходили остров Колчака. С этими местами связана интересная история. Здесь пропала экспедиция барона Толля. Колчак, найдя необходимую сумму на организацию поисков, отправился на поиски на собачьих упряжках. Всё, что он сумел обнаружить, – смерзшиеся документы и какие-то вещи. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 76°41'963''N, 100°30'149''E.
 

13 апреля 2008 г. 

Простояли почти сутки на месте – в Таймырском проливе. Всю ночь крутились вокруг машин – ведем ремонт. По поводу причин поломки не сходимся во мнениях, но без вмешательства странных сил не обошлось. Когда проезжали остров Наблюдений, нашли странный артефакт – сложенную из камней арку, рядом лежал капкан. Один из участников экспедиции в порыве археологического любопытства капкан взял и решил оставить себе как находку. Пробовали переубедить – не получилось. Поехали и тут начались странности – кто охрип, кто закашлялся. А потом случилась поломка. Отбросили суеверия и стали чинить. В этом творческом времяпрепровождении провели ночь. С утра тронулись вперед. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 76°07'913''N, 96°00'793''E.
 

12 апреля 2008 г. 

День космонавтики встретили в проливе Фрам. Историческое место – здесь Нансен проходил на своем легендарном корабле «Фрам». Стоит тихая ясная погода, потеплело – -7-5 градусов. Небо голубое, затянутое легкой дымкой прозрачных облаков, создается интересное освещение, которое трудно передать на фотографиях. Машины идут легко, полдня шли со скоростью 24-26 километров в час. Интересно пообщались с зимующими на мысе Стерлегова полярниками: начальник метеостанции и двое метеорологов. С ними за компанию зимовали начальник и инженер радиолокационной станции, расположенной в паре километров. Много лет она была заброшена, а этим летом будут восстанавливать и запускать для поддержания системы ГЛОНАСС. Ждут навигации – на судне должны доставить оборудование. Так что жизнь здесь кипит. Сами мы живы-здоровы. Совместную трапезу устраиваем один раз в день вечером в одной из машин. Едим строганину, варим суп. Воду топим из снега. Когда на берегу – удобно, снег пресный. А на льду смёрзшийся снег пропитан солью – вода невкусная, приходится искать свежие наметённые пласты на торосах. Мусор честно собираем в пакетики и сжигаем по вечерам. А в дороге пьем чай, кофе из термосов, закусываем сухарями, колбасой. Главное – двигаться, не прерываться на долгую стоянку. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 76°09'772''N, 94°48'801''E.
 

11 апреля 2008 г. 

Набираем темп движения. Обогнули полуостров Рыбный по льду, прошли озеро Перевальное. Находимся возле острова Нерпичий. Директор Большого Арктического заповедника проявил беспокойство – по прошлому опыту помнит, что некоторые экспедиции все-таки заходили на территорию заповедника без разрешения. Но мы тщательно соблюдали экологические принципы – двигались по акватории, а не по территории. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 74°47'231''N, 86°57'355''E.
 

10 апреля 2008 г. 

Движемся по морскому льду, пересекая Пясинский залив между островами Зверобой и Плавниковыми островами практически прямо на север. Это территория Большого Арктического заповедника. Идем в сторону полуострова Минина, который будем объезжать. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 73°51’340”N, 85°19’796”E.
 

9 апреля 2008 г. 

Вышли на маршрут. Двигаемся в сторону мыса Челюскин. Едем по пологому берегу, изрезанному оврагами, вдоль кромки моря. На море торосистый лед и видны острые очертания крутых скал. Поэтому решили экономить время и не идти по льду. «Емели» ведут себя после ремонта отлично.
 

8-9 апреля 2008 г. 

8-9 апреля Мы на Диксоне. Продолжаем ремонт машин: вся команда по локоть в мазуте занимается доводкой систем. Ставим новые ремни на колеса. В субботу приезжал в гости мэр Диксона Петухов Николай Алексеевич, подарил фотоальбомы по истории Диксона, много рассказывал об истории города. Вечером 9 апреля собираемся выйти на маршрут.
 

4-7 апреля 2008 г. 

4-7 апреля Дошли до Диксона. Узнали от местных пограничников, что попали в фарватер, проложенный ледоколом Арктика, – приятно быть причастными к истории. Кстати, говорят, что это был его последний рейс – ветеран уходит на покой. Добирались до берега долго, колотый смерзшийся лед Енисейского залива – следствие активного движения ледоколов. Пару дней еще проведем в Диксоне. В гараже Гидромета приводим в порядок машины. Скорректировали планы: 8 апреля выходим по направлению к мысу Челюскин.
 

3 апреля 2008 г. 

Ночью ушли под лед. Переезжали Енисейский залив между островом Сибирякова и мысом Макаревича, попали в фарватер ледоколов. Заметить в темноте слегка затянутое льдом разводье было невозможно. Под лед одновременно ушли обе машины вместе с прицепами. К нештатной ситуации были готовы: машины воду не набирают, хорошо держатся на плаву. Лебедками вытащили сначала одну, потом другую. Одна машина побыла в воде минут сорок, другая минут двадцать – приноровились. Просочившуюся воду удалили яхтенными помпами, у нас есть две небольшие помпы. Долго приводили оборудование в порядок. Продолжили движение в полдень. До Диксона остается 60 километров, планируем быть там к вечеру. Координаты местонахождения на 12.00 московского времени: 72°58’097”N, 80°12’292”E.
 

2 апреля 2008 г. 

К утру вышли на лед между островом Олений и островом Сибирякова, движемся через пролив Овцына к южной части острова Сибирякова. Яркое солнце и сильный мороз – утром было -30 градусов. Едем и днем и ночью, когда позволяет погода. Вчера весь день был сильный ветер и поземка: мы видели только верхушки сопок и с трудом различали идущую впереди машину. «Емели» ведут себя хорошо, средняя скорость движения 12–15 километров в час. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 72°28'321"N, 78°30'708"E.
 

1 апреля 2008 г. 

Всю ночь была сильная пурга, поэтому простояли на месте. Сейчас идем по правому берегу Обской губы. Рассчитываем сегодня пересечь по земле полуостров и Гыданскую губу и выйти к Матюйcале. Координаты местонахождения на 8.00 московского времени: 71°50'565"N, 73°40'034"E.
 

31 марта 2008 г. 

Идем по правому берегу Оби в районе мыса Хонарасаля. Идем по льду вдоль берега на север. Координаты местонахождения на 12.00 московского времени: 71°23’755”N, 73°00’140”E.
 

28-30 марта 2008 г. 

Технический осмотр занял больше времени, чем планировали, посвятили ему больше одного дня. Не доехав до поселка Сеяха несколько километров, мы встали. Одной из машин пришлось возвращаться в поселок Мыс-Каменный, решать техническую проблему. Но это была вполне ожидаемая ситуация, с ней справились. Зато появилась возможность походить, обратить внимание на природу: кругом ледяная пустыня, равнина. Кое-где в тундре показываются бугорки без снега. Днем припекает так, что ходим во флисовых куртках. К вечеру холодает до -25-30 градусов. И тогда куртки Redfox оказываются очень кстати. Мы ворчали, что они узковаты, а оказалось, что такое облегание дает возможность быстро согреться и удерживает тепло. Единственный недостаток – внешние карманы маловаты, теплые рукавицы не помещаются. Зато обилие внутренних карманов дает возможность разместить в тепле и сухости целое хозяйство: телефоны, фотоаппараты, запасные батарейки и прочие жизненно важные мелочи. Фотоаппараты Nicon оказались вполне боевыми – выдерживают эксплуатацию в мороз и ветер, мы ведем фотохронику каждого дня. К сожалению, не можем поделиться с вами фотографиями – передать по спутниковой связи почту пока не удается.
 

26 марта 2008 г. 

Экспедиция проехала поселок Новый Порт на левой стороне Обской губы. Двигаются круглосуточно, ведут машины вахтовым методом. Ночью ведут машины по GPS и карте, открытой на компьютере. Ночная скорость движения получается даже больше дневной. Во всех предыдущих экспедициях такой скорости движения не достигали. «Емели» ведут себя отлично, все системы работают нормально. Выделяемое тепло двигателя используют для того, чтобы обеспечить себя горячей водой: в специально сваренной посудине топят снег. На мысе Каменный после первых 500 километров пробега планируется сделать первый техосмотр автомобилей.
 

25 марта 2008 г. 

Проехали 200 километров практически без остановок. Один раз пришлось подкачивать колеса. Машины ведем и днем и ночью, сменяя друг друга. Ночью удается пройти достаточно большой путь. Вокруг равнинная местность, из растительности – кустарник по берегам Оби. В поселке Панаевск общались с местными жителями, дарили книги о ледовых экспедициях и журналы "Полный привод" со статьями о "Емеле".

Координаты местонахождения на 15.00 московского времени: 66°45'N, 70°14'E.

Фотографии со старта любезно предоставлены ВГТРК-Ямал
 

День первый  Старт экспедиции.

24 марта автомобильная экспедиция к Северному полюсу стартовала из Салехарда. После Горнокнязевска автомобили экспедиции съехали на лед Оби и отправились вниз по течению. Скорость движения автомобилей «Емеля» по ледовому покрову 15 км/ч. К 0 часов 25 марта экспедиция прошла поселок Харсоим. Координаты 66°39'N, 67°24'E.
 

Штаб экспедиции в Москве

Нина Самсонадзе, начштаба
Телефон: 8-926-613-08-45     
e-mail: expedition@yemelya.ru

 

Организаторы экспедиции

ООО "Северный транспорт"
МОО "Центральный спортивный клуб альпинистов" (имени А.С.Демченко)
 

Оргкомитет

Елагин Василий Игоревич
Маковнев Афанасий Владимирович
Тимме Егор Анатольевич
Володин Виктор Геннадиевич