Дневник экспедиции Канада-2023

Дневник тест-драйва 2023 г.

Запись дела № 4/2023
24.04.2023 N69°07'00", W105°03'56". Одометр 1650 км. Кембридж-Бей.

Три дня в Кембридж-Бее, горячая вода, интернет, будь он неладен, и снова мастерская. На следующий после приезда день нас покинули основные путешественники, товарищи Андрей Иванович Комри-Пикар, Зураб Саникидзе и Алексей Сафонов. Времени на раскачку у нас нет, поэтому всё время в гараже, исправляем, улучшаем и углубляем машины, как можем. В поездке желающие записывали свои мысли по этому поводу, настала пора реализации многотомного документа. Ещё одна важная задача, список запчастей, необходимых к следующему году. Приобретение их и доставка в Канаду за последний год существенно усложнились, но будем стараться. По результатам поездки определились:

Выявлен чудовищный переизбыток личного шматья у некоторых полярников. Объявляем священную войну гедонизму. Аскетизм! Вот наш девиз! В следующем году задача – доехать до Северного полюса и далее в Гренландию, а не утонуть в Ледовитом океане по причине нездоровых излишеств. Предложения дооснастить вездеходы кофемашинами, кипятильниками и пр. вгоняют меня иногда в ступор, но… таблетку от нервов под язык, и небо опять голубое, работаем. Но вот печаль расставания с боевыми товарищами постепенно отошла на второй план, мысли заняты вездеходами, ведь это они настоящие герои и работяги. Из центра идут запросы, таблицы, графики и сроки, это всё надо заполнить, поскольку без этого никак. Отсылаем размеры кузовных плоскостей для рекламных наклеек. Теперь можно и о маршруте. С погодой повезло невероятно, белая мгла была по-настоящему белой только один раз, снегопадов и пург не было, коптеры летали, снимая нас, медведей и медвежат, морских, полярных и прочих зайцев. Переваливая дважды по суше из одной акватории в другую, пересекали пресные озёра с прозрачным льдом фантастической красоты, набирали лёд, вода из него намного вкуснее снежного дистиллята. Насмотрелись ледяных фигур в торосах и снежных надувах. Поплавали в рукотворной полынье, полюбовались выражением лица водителя, впервые въезжающего в чёрную ледяную бездну. Въехали-выехали успешно. Вечера на стоянках, к сожалению, зачастую бывали испорчены установками Старлинк и Иридиум, не у всех хватало сил обойтись без интернета хотя бы вечер. Во время движения, несмотря на шум двигателя мы ещё разговариваем, на стоянках же большая часть трудящихся мгновенно исчезает в чёрной дыре инфополя. К следующему году хорошо бы утвердить график доступа, как, например, подачи воды в глухой сомалийской деревне или электричества в замерзающей Европе. Порядок всё-таки должен быть.

Такие дела. Ваш ВЕ


21.04.2023 N69°07'00", W105°03'55". Одометр 1650 км. Мы в Кембридж-Бее. Teams

Поехали утром вовремя, в 7.00, по-прежнему по следу электрического Ниссана и сопровождавших его двух шестиколёсных Фордов имени Эмиля Гримссона, в такой местности электрическим красавцам ездить в одиночестве противопоказано, могут дать «под себя» в любой момент. Рядом с двумя дизельными верзилами спокойнее. Выехали в середине дня на сушу, встретился заяц, не чета медведям, храбрый. Мы подъехали машиной к нему на расстояние метров пяти, не больше, он остановился, посмотрел на нас и продолжил спокойно обгладывать с камня то ли остатки мха, то ли лишайники, не обращая внимания на ещё три подъехавших вездехода. Народ сошёлся во мнении что, либо оболтус, не видевший людей и машины, либо баллотируется в вожди племени, а тут случай подвернулся показать соплеменникам отвагу и удаль. Поехали дальше, после этой встречи стало стыдно за собственное слабоволие и бросив чужую колею, потянули по тундре собственный след. Так и въехали в 16.00 в форпост цивилизации. Сегодня и завтра с утра в команде шмон, доктором изымаются оставшиеся продукты в надежде вычислить количество съеденных и их ассортимент, для подготовки к походу следующего года. Главное в этом расследовании, как говорится, не выйти на себя самого. Завтра нас покидают Эндрю, Зураб и Алексей Сафонов, обстоятельства непреодолимой силы влекут их на большую землю. Мы же остаёмся обслужить технику, уточнить списки запчастей, составить перечень необходимого к следующему году. Задачи тест-драйва выполнены, народ цел и невредим, так что всё неплохо..

Такие дела. ВЕ


20.04.2023 N69°31'52", W102°32'30". Одометр 1526 км. Ясно, слабый С-В ветер. Red ATV

Весь день езда по застругам поперёк борозды. В середине дня встретились с полузаметёнными следами электрических людей(я писал о них в предыдущих сообщениях). Следы прослеживаются неплохо, поехали по ним. Понимаем, это чисто нервное, ехать по чьему-то следу, хотя сами, не исключено, проехали бы не хуже, а может и лучше. Тем не менее, едем. Пару раз видели медведей, пугливые, удирают загодя, ничего хорошего от встречи с людьми не ожидают. На ночь встали раньше обычного, в 7 часов, у красной машины лопнул патрубок системы охлаждения, меняют. Алексей Сафонов сварил уху на всех, варил на улице, доктор не допускает рыбный дух в машину. Так в мелких хлопотах день и прошёл.

Такие дела. ВЕ


19.04.2023 N69°52'38", W100°04'18". Одометр 1408 км.

День ясный, ветер несильный, лёд ровный по большей части, так весь день и прошёл. Седрик подтвердил нам гостиницу и мастерскую с 21-го апреля. В Кембридж-Бей рассчитываем попасть 21-го в середине дня. Вот, собственно, и всё на сегодня.

С приветом, ВЕ


18.04.2023 N70°53'32", W097°18'52". Одометр 1248 км.

Погода облачная, яркая. В середине дня подъехали к о. Тасмания, месту прошлогоднего происшествия. В августе мы были здесь, участвовали в извлечении утопленной машины со дна морского. За год ничего не поменялось, сильное течение по-прежнему промывает снизу лёд настолько, что его видно невооружённым глазом не только человеку, венцу творения, но и самым обыкновенным морским зайцам, лахтакам. Двое таких красавцев загорали на льду метрах в ста от нас. Надо сказать, наблюдали за нами с интересом, а наблюдать было за чем. К участку тонкого льда подъехали четыре автомобиля, один из них начал кататься по одному и тому же месту в надежде провалиться. Зрителям (то есть нам), в конце концов это надоело, и мы пошли пешнями добивать этот тонкий лёд. Наконец машина провалилась, её зацепили верёвкой и другим вездеходом вытащили на крепкий лёд. Сделано это было быстро и как-то обыденно. Потом попробовали ещё один способ вытаскивания на высокий берег, собрались и поехали дальше, оставив лахтаков в состоянии полнейшего изумления. Почти сразу сделалась белая мгла и начались небольшие торосы. При полном отсутствии понимания рельефа езда становится интересным приключением. В случае сомнений в прочности льда машины ехали каждая своим следом, ведь прошедшая впереди по слабому льду машина его разрушает, и следующая может провалиться. К вечеру отпустило, мир обрёл привычные очертания, так и закончили трудовую будню.

Такие дела. С приветом, ВЕ


17.04.2023 Понедельник. N71°42'58", W095°34'27". Одометр 1130 км. Vallaey

Тепло. Бивуаком раскинулись на северо-западной оконечности п-ова Бутия на льду пролива Франклина. С утра по понедельникам в зуме проводится конференция, проверяется состояние дел, все нахваливают себя, стараясь скромно, но сильно показать свои достоинства. Начальство на большой земле очень интересует качество связи, оно у нас было на высоте… до этих вопросов. У немцев это называется Generaleffekt, ну вы понимаете. Как только мы начали ею хвалиться, спутники сразу свалили неизвестно куда. Опозорились, короче. Потом, в печали, мы продолжили путь в сторону прохода по суше через п-ов Бутия. Пролив Белло не замерзает, скорость приливно-отливных течений в нём достигает 15 км/час, лёд при таких условиях не образуется, поэтому для нас он непреодолим, да и местные власти взяли с нас слово к нему не ездить. Видели медведей, в том числе любящую мамашу с ребёнком. Незнакомая летающая дрянь, норовящая подлететь поближе к её чаду ей не нравилась, она ловко умудрялась всегда оказаться между малышом и опасностью, иногда пыталась нападать на коптер. Потом был небольшой перевал, и мы оказались в красивой долинке, выводящей к длинному узкому фиорду, по которому мы и выехали в лучах заходящего солнца в пролив Франклина, где и заночевали. На вечер строгали рыбу, ждали медведей на запах, но они не пришли, ночь прошла спокойно.

Вот так. ВЕ


16.04.2023 N71°01'22", W093°29'05".Одометр 1028 км. Нummocks

Ночью было холодно, днём потеплело, -18°, ветра практически нет. У православных сегодня Пасха. План на сегодня таков: двинуться от места ночёвки на восток в поисках открытой воды, найти хорошую полынью и отработать технику её преодоления с подготовкой всего необходимого снаряжения, распределением ролей, в общем, организовать всё так, как полагается в уважающих себя трудовых коллективах. Весь день торосы, перемежающиеся ледовыми полями, классический рельеф, до боли знакомый любому полярнику. У нас в команде два лётчика, Антон и Максим. Антон слетал на восток, на своём коптере, открытая вода в 15-20 км. Приехали, полынья шириной около 150 м, с очень сильно всторошенными берегами, покрыта к тому же молодым льдом- ниласом, берега движутся один относительно другого со скоростью 1-1,5 км/час. Скорость невеликая, но, если хоть что-нибудь при переправе пойдёт не так, исправлять будет крайне сложно. Глядя на эти мрачные берега, заваленные глыбами льда высотой больше двух метров, идея плавания большого энтузиазма в трудовых массах не вызывала. Откровенно говоря, переправ в таких условиях мы всегда старались избегать. Проехав с десяток километров вдоль этого разрыва, пошли взглянуть на него поближе. Полынья исчезла, огромные массы льда пришли в движение и, не в силах остановиться, продолжали громоздить перед нашим взором исполинского размера торосы, правильнее сказать горы льда. Зрелище завораживающее, торос высотой метров семь движется на тебя, огромные глыбы льда валятся вниз, и всё это с весьма впечатляющим звуковым сопровождением. Фотосессия, надо отметить, удалась. Понаблюдав с полчаса за процессом сотворения ледяного мира, отправились назад, к стойбищу, обсудить в тепле и уюте собственные мужество и героизм. .

Такие дела. ВЕ


15.04.2023 N71°59’35’’, W094°02’40’’, одометр 994 км. Ясно, ветер разумный, -25-30°. General plan Teams Abandoned

Проехали за день немного, около ста километров, на последних 20 км перед фортом Росс лёд сильно истоптан медведями, много следов детских, по большей части в направлении от берега на восток, к полыньям. До открытой воды, трещин, около 30 километров. Задача на завтра – доехать до полыньи, отработать всем трудовым коллективом её преодоление, найти мать кормящую с младенцем, оператор сказал, что без этих кадров не уедет. Пускали коптер полетать надо льдом, посмотреть, насколько тяжек будет наш завтрашний путь к высотам документалистики, далеко не улетел, холодно бедолаге. Теперь о форте Росс, это был магазин-склад Компании Гудзонова Залива. Компания основана была раньше возникновения Канады как государства, в 1670 году. К слову сказать, в России примерно в такой же глуши в 1601 году был основан торговый городок – Мангазея, цели те же, торговля с местными. Форт Росс сегодня, это два заброшенных здания, одно – магазин со складом, второе – жилое. Дата возникновения форта – 1937 год. Проработал не так чтобы долго, до 1948 года. В жилом помещении, пустующем уже 75 лет, обнаружили на снегу (окна выбиты) свежие следы медведя, искавшего в отчаянии хоть что-нибудь съедобное, похоже проголодался основательно. Запечатлев всё увиденное на кино- и фотоплёнку, уехали в море, готовить снасти для отработки навыков преодоления полыней. На ужин стейк из нельмы, чай с протёртой клюквой, шоколад, орехи факультативно, в общем, всё как всегда аскетично.

До связи. ВЕ


14.04.2023 N71°27'37",W093°11'28". Одометр 898 км, до пролива Белло и Форта Росс чуть больше 70 километров. Trumps OnIse

День выдался отличный, на перевале нас ждало пресное озеро со льдом необычайно красивым и прозрачным на глубину нескольких метров. Набрали правильного льда для хозяйства, талая вода, говорят, шибко полезна. Спустились по красивой долинке к морю. Вскорости нас догнал снегоход с санями, отец с сыном, родственники заболевшего Джорджа, они тут все родственники, может быть даже слишком. Залив Бутия, по западному берегу которого проходит наш путь, назван в честь пивовара Феликса Бута, поддержавшего кошельком экспедицию Джона Росса в обмен на увековечение его имени на карте мира. К середине дня пошли поля всторошенного льда, чем дальше к северу, тем больше. Стали попадаться следы медведей, видно, мористее есть участки открытой воды. Въехали в зону торосов, запустили коптер, подняли лестницу, воды не видать. Решили не тратить время, едем к Форту Росс, где точно будет открытая вода, там и искупаемся. На эти тренировки, совмещённые с поисками мамаш-медведиц можем отвести пару дней. К вечеру второй день основательно холодает, на полу в машине к утру приличный минус. С утра, в пять часов самый мужественный из нас выпрастывает из спальника руку и включает отопитель салона, через четверть часа поднимается тот, кому доверено варить кофе. Так начинается тяжёлый трудовой день полярных кочевых людей, полный лишений и тягот

С приветом, ВЕ


13.04.2023 N70°08'19", W091°48'. Одометр 731км. Coast

Ясно, ветра нет, красота.Гостиницу в гостеприимном Талойаке покинули без сожалений, все вдруг захотели в тундру. Охотник Джордж пришёл с утра сообщить что у него не всё в порядке со здоровьем и пожелать нам счастливого пути. Проводил до околицы и наконец мы поехали навстречу солнцу и приключениям. С приключениями весь день было не очень, ехали по снегоходному следу, но были вознаграждены погодой и видами. Выйдя в море, ехали вдоль берега, состояние льда хорошее, слегка раздражают заструги. Едем с надеждой увидеть на берегу двигатель с корабля «Виктория» Джона Росса, экспедиции 1829-33 гг. Заехали в бухту Томбей, на холме деревянная католическая часовенка, рядом хозяйственная постройка. В 19 в. это было приёмным пунктом одной из торговых компаний, соседствовавшим с небольшим поселением инуитов. Всё это теперь заброшено. Встали на ночёвку на льду перед завтрашним подъёмом на перешеек полуострова, срезаем дорогу, наверх ведёт снегоходный след, местные тоже не любят наматывать лишнего на гусеницы своих аппаратов. Последние перед ночёвкой несколько километров под крутым склоном в ветровой тени был лёд совершенно ровный, удалось прокатиться с ветерком. Вечером прогулялись наверх, к озеру, по дороге видели следы Карибу и волчьи. Всё в порядке, пищевая цепочка в действии, главное, самим в неё не встроиться.

Такие дела. Ваш ВЕ


12.04.2023 N69°32'20", W093°32’29" Одометр 592 км. Талояк Талояк Талояк  Талояк Талояк

Ясная безветренная погода. С утра -28°C. К 10:30 приехали в Талойак. Разрешение на посещение территорий общины получено, встречало нас практически всё население городка, в школе даже прервали уроки, дать детишкам на нас посмотреть. В каждой машине их сидело человек по 10. Интереса к технике у взрослых было не меньше. На центральной площади каток, ездит специальная машина, чистит лёд. Мальчишки гоняют шайбу. Есть спортивный комплекс. Ночуем. Завтра в 7:00 выезд. В гостинице нашлось шесть свободных комнат (из шести), мы опять при горячем водоснабжении. Дальше с нами до Кембридж-Бея поедет Джордж, охотник из местных. Он покажет нам местные пути-дорожки. Маршрут, на мой взгляд, выбран интересный, как в ландшафтном, так и в историческом смыслах. С завтрашнего дня и до конца пробега мы будем в ненаселённой местности, и это хорошо, короткие остановки в деревнях выбивают несколько из колеи, только наладишь кочевой быт, опять люди, магазины, гостиницы. Итак, наши задачи на ближайшие 12 дней: не поломать технику, провести тренировки команды по преодолению полыньи и не одной, отработать извлечение первой машины, провалившейся на поле молодого льда. Сделать исторические фото- и видеокадры. Системы спутниковой связи работают ПОКА отменно, посмотрим, что будет севернее.

Такие дела. Ваш ВЕ


11.04.2023 N69°15'19",W094°23'35". Oдометр 544 км. Йоа-Хейвен - Талояк Йоа-Хейвен - Талояк
Йоа-Хейвен - Талояк. Идем по снегоходной трассе

За сегодня 100 км. За 5 часов движения. Заструги и тяжёлые прицепы не позволяют ехать быстрее. Погода хорошая, чувствуется весна. Взяли в Йоа-Хйвен 300 л топлива, это больше чем нужно, но есть надежда на настоящие приключения, а в таком случае лучше подготовиться основательно. Сегодня утром разговаривал с местными охотниками, медведицы уже выходят в свет и выводят малышню. Очень трогательно выглядят на снегу следы кормящей матери 67 размера и рядом пара цепочек следов размером с долларовую монетку. Едем сегодня весь день по снегоходной тропе, за день навстречу и в попутном направлении видели с десяток снегоходов, короче хайвей, по местным понятиям. До Талойака 45 км, с ним только что была связь, он уже там, разрешение пересечь полуостров Бутия по землям в собственности общины получено. Завтра в первой половине дня забираем его и охотника, будет помогать Зурабу держать круговую оборону от медведей. Поговаривают, они здесь необычайно хитры и коварны. Машины почти не капризничают, наконец выгнали злых духов в виде воздушных пробок в системах охлаждения синей и жёлтой машин и дело пошло совсем хорошо.

Из пролива Джеймса Росса, ваш ВЕ


09.04.2023 N68°37'32", W95°52'20". Одометр 444 км. Йоа-Хейвен.

Погода наладилась, похолодало, ясно. Предстоят две ночи в гостинице. Привели себя в порядок, посмотрели спутниковые снимки местности. На них неплохо видно состояние льда. Вечером собрание, обсудили дальнейшие планы, их два – двигаться на север к Форту Росс по восточному берегу полуострова Бутия или западному. Это зависит от состояния льда и от разрешения совета общины деревни Талояк на пересечение полуострова по их землям. Завтра в планах немного покопаться в машинах и соорудить кронштейн для ледового радара. Материал есть, дело недолгое. Подсчитали топливо, расход 25л/100км пути. Совсем неплохо для езды по бездорожью с прицепом, вполне удовлетворительно.

Такие дела. Ваш ВЕ


08.04.2023

Накануне, спасибо Илону Маску, интернет выдал прогноз, ветер до 8 м/сек, -18°C, небольшой снежок. Трудящиеся спокойно отправились спать, а утром всё соответствовало прогнозу, но с небольшим уточнением. Whiteout, или белая мгла по-нашему. Это состояние атмосферы при котором нет теней и мы перестаём видеть рельеф. Кто понимает, посочувствует. Медленно, но ехали до 10 часов утра, пока не отказал термостат в красной машине. Экипажу два часа на замену, остальным – второй завтрак и копание в интернете. Канули в лету времена человеческого общения. Снова езда по приборам, видимости почти нет, ветер усилился. Вчера была мысль ехать ночью, но коллектив воспринял идею без энтузиазма, а я не настоял. Идти в поводу у коллектива не стоило, учту на будущее. Рельеф – ледяные поля вперемешку с грядами торосов, преодоление которых в отсутствие видимости и доставляет лишние хлопоты. При переезде через одну из таких гряд в синей машине свернули вал привода правого переднего колеса. Стоим, меняем. Время четыре часа, пробег к этому времени 40 км. Не густо. Продолжили движение в белой мгле в 6 часов. С наступлением темноты в свете фар мир снова обрёл очертания и наш караван двинулся вперёд не в пример веселее. Ехали посменно и к 5 утра мы были уже на подходах к нашей цели. Вывод: если есть вероятность возникновения этой самой мглы, ехать надо, по возможности не останавливаясь. К утру 9 апреля были уже в Йоа-Хейвен () так это название выглядит на языке инуитов. Название деревня получила по имени шхуны знаменитого полярного исследователя Р. Амундсена, зимовавшего здесь при поисках Северо-Западного прохода.

Такие дела. Ваш ВЕ


07.04.2023 N68°33'21", W100°02'33" Одометр 250 км. Салазки для ледового радара
Салазки для ледового радара, совмещено с передвижным туалетом.

Первый полный день на походе. Сегодня пройдено – 175 км. Помаленьку встаём на ход. Едем на восток проливом Виктории. Погода хорошая, состояние льда разное, от небольших заструг до средней паршивости торосов. Это хорошо, условия приближены к реальным, то есть расход топлива можно будет считать достоверным. Машины едут неплохо, Алексей Зайцев (красная) по привычке приходит к нам в зелёную жаловаться, она у него всегда хуже тянет. Зураб получил первый и незабываемый опыт работы с пешнёй, расколол ледяную глыбу и преодолел препятствие. Во второй половине дня наши построенные салазки для ледового радара сломались. Полиэтилен синих бочек, казавшийся мне очень эластичным на морозе, не выдержал бесконечных толчков и ударов о жёсткие заструги и блоки льда и сломался. К следующему году будем работать над ошибками и думать, как сделать лучше. Питание, килограмм продуктов в день на человека не съедаем, во всяком случае наш экипаж. До Гйоа-Хейвен 190 км, думаю, 9-го апреля к середине дня должны добраться.

Такие дела. Ваш ВЕ


Запись дела № 3/2023
05.04.2023 Кембридж-Бей. Метеоусловия без изменений.

Cегодня вечером полная луна, хорошо повыть на неё, время нынче такое, что можно и не сдерживаться, люди поймут. Народ потихоньку подтягивается, вчера прилетел Сафонов Алексей, джентльмен, позитивный во всех отношениях, он же яхтенный шкипер, он же пилот безмоторных летательных аппаратов. Из Таиланда, загорелый, но с заметными следами усталости от избыточного солнца. Не скрывая, радуется бодрящему морозцу (-30°С, as usual), романтическому пейзажу ледяной пустыни, предстоящему походу, собачьему хору по вечерам. В проекте с самого начала, приезжал на испытания зелёного вездехода, тогда мы ломились по руслам замёрзших ручьёв в уральской тайге, ночевали в охотничьей избушке, банька, прорубь, всё как положено. Вождение вездехода освоил быстро, полярный кочевой быт тоже. Едет в одной машине с доктором, организатор пространства. На нём приготовление ухи и строганины. Ведёт протокол технических остановок, путеводный документ дальнейшей модернизации нашей техники.

Вчера же нам нанесли визит представители общины Талояка. Обсудили с ними маршрут, получили несколько дельных советов. Нам предстоит проехать небольшой отрезок по территории их комьюнити, что требует тщательного рассмотрения вопроса местным советом. Отношение к природе трепетное, что радует. Надежда на получение разрешения нас пока не покинула, так что завтра, отправляемся в путь. До Гьоа-Хейвен 450 км, далее, в 150 км Талояк.

Такие дела. Ваш ВЕ


03.04.2023 Кембридж-Бей. Погода без изменений, хорошая.

Вчера прилетел ещё один участник проекта – Андрей Комри-Пикар (Andrew Comrie-Pikard), канадский подданный из Лос-Анжелеса, искатель приключений, в недавнем прошлом известный автогонщик, но теперь любит прохватить по городу на «Жестяной Лиззи», обладателем которой является. Привёз терминал «Старлинк», теперь заживём.

Сегодня трое из нас разлетаются в разные стороны, мы с доктором в Резолют, вернуть оставленное там прошлой весной оборудование, Эндрю в Талояк, соседнее поселение неподалёку, в пятистах километрах к востоку. Задача политическая, обаять местное население и получить разрешение на проезд нашего каравана по частной территории этой общины. Оба вояжа одним днём, к ужину домой.

Понедельник. В такой день лучше всего о докторе.

Доктор Ларин, начинал с преподавания сопромата, но судьба вела его костлявой рукой по извилистому каньону жизни, и, вуаля! теперь он доктор гималайских экспедиций, поднимался шесть раз на вершину Эвереста, побывал на обоих полюсах планеты и объехал с альпинистскими экспедициями все горные системы мира. В нашей экспедиции, кроме медицины на нём питание. Оно, питание, в надёжных руках, привес у народа фантастический. Все уговаривают себя и друг друга, что вот мол, поедем, сразу вернём себе прежнюю изящность форм, эту мантру я слышал многократно, проверено на себе, не работает. Железной рукой начальника похода ограничил дневной рацион трудящихся одним килограммом в день. Весы куплены, даже со шкалой в килограммах. Канада метрическая страна с 1970 года, но процесс застыл в начале пути и на окончательный переход потребуется ещё, лет 150-200. Контейнеров, ящиков и прочей тары для еды куплено много, всё крыльцо нашей с доктором кельи завалено ими и поутру хорошо, вместо зарядки хватануть вымороженным на -30°С контейнером об угол дома. Это называется краш-тест. Сам доктор, вандализмом заниматься не может, психика не позволяет, приходится мне. Надо же после писания дневника уделить минутку и творчеству.

Но, к герою, холост, любит баню, не любит (очень) микробов и бактерий, поэтому всегда богат этанолом. Профилактика вирусных и простудных заболеваний в трудовом коллективе на высоте.

Такие дела. Ваш ВЕ


01.04.2023 Кембридж-Бей. Солнечное утро, -30°С, ветра нет.

Местные собаки валяются на снегу кверху пузом, загорают. У меня появился друг, зовут Дампи, шерсть у него такая, что кинь его в воду, вода до кожи не доберётся. В полдень в посёлке как в добрые старые времена раздаётся гудок, пора на обед. Собачья комьюнити в этот момент начинает дружно подпевать, сразу возникают из детства ассоциации со Смоком Беллью.

В понедельник доктор Ларин и я летим одним днём в Резолют и обратно, вернуть оставленное там снаряжение. Покидали его срочным порядком, торопились к потерявшим свой автомобиль исландским коллегам. Поскольку теперь, из соображений безопасности, точка старта арктического этапа перенесена из Резолюта в Кембридж-Бей, формировать караваны будем здесь.

Ну что, нынче в очереди на препарирование Константин Гаврилов. Сегодняшний герой - крепкий, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, снаружи строгий, внутри подобрее. Женат, дочь-студентка с энергией ядерного реактора. В обычной жизни работает на производстве вездеходов, калибром намного крупнее наших, не слишком многословен, но если молвит что, то с экспрессией. Опытный охотник, на него вся надежда в следующем году, когда вокруг наших караванов со жратвой будут водить хороводы истосковавшиеся по редким экспедициям медведи. Многие из них неплохо читают, в одном из походов стоило написать на бочке «САЛО», они всегда направлялись сразу именно к ней. Константин активно участвовал в подготовке наших машин ещё к антарктическому походу, так что знает матчасть хорошо. Едет в зелёной машине, как и многие в нашем экипаже беззаветно любит строганину из благородных пород рыбы. Начитан, в диспутах аргументацию оппонента слышать способен, что по нынешним временам встречается нечасто. Восприятие жизни в частности и мироздания в целом, не искажено.

Такие дела. Ваш ВЕ


30.03.2023 Кембридж-Бей. Ясно, ветра практически нет, -20°С или около того.

Действующие лица и декорации те же.

Работа в мастерской движется, волокуша для науки построена, и, исповедуя принцип «каждая вещь на походе должна быть многофункциональной» доктор двинул в массы революционно-инновационную идею, а ведь это платформа мобильного сортира! Народ ахнул от масштаба и глубины мысли, осталось только «сказку сделать былью». О результатах читателям доложу позже.

Теперь о людях: на очереди Антон Ершов. Джентльмен непростой, да и как может быть простым человек, проникший в тайны электричества. В миру он тоже нам не чета, путешествуют с женой по планете на мотоциклах БМВ, к автомобилям, как плебейскому средству передвижения, относится с лёгким презрением. Авто в семье есть, это Daewoo Matiz, с кузовными деталями разного цвета с разборки, спидометр которого при скорости 100 км/час показывает 150, мне это видится сильной психологической находкой, а во-вторых тренирует глазомер в зоне работы камер. У дорожной полиции аппарат интереса не вызывает, что не только приятно, но и практично. Антон, автор всей электрики в наших вездеходах, при этом демократичен настолько, что может позволить себе выполнить даже такую работу, как например, поднять домкратом машину или даже прокачать тормоза. Короче, мощная фигура. Он же отвечает за работу ледового радара и спутниковую связь с Большой землёй. Несмотря на груз ответственности, походка у него, да и характер, пока лёгкие.

Такие вот у нас люди. ВЕ


29.03.2023 Кембридж-Бей. Потеплело, -22°С, но с ветерком. Облачно. Подготовка машин

Герой сегодняшнего моего опуса Алексей Дубинин, механик-трудоголик, он же бизнесмен, совладелец серьёзной компании. Род деятельности - строительство и грузоперевозки. В миру начальник, что ничуть не мешает ему виртуозно управляться с любой техникой, оказывающейся на его пути, будь то экскаватор, скрепер, погрузчик и т.д. При строительстве наших вездеходов оказывал неоценимую помощь в подборе самых разных, в том числе редких деталей. Увлёкся нашим проектом настолько, что без раздумий отправился с нами, бросив своё предприятие на своих помощников. Как механик очень въедлив, всё, за что берётся, исполняется им на уровне сборки летательных аппаратов. Основательный джентльмен. Из недостатков, в силу некрупного сложения запасы топлива в организме заканчиваются раньше других, дозаправка нужна чаще. Доктор это знает и компенсирует по возможности. Сегодня Алексей закончил установку двигателя в зелёной машине, его снимали для замены коробки передач. Уходит из мастерской, как правило, последним. Характером, как раз для дальних походов. Ну и хватит, пожалуй, а то остальным ничего не достанется

Сегодня прилетел из Йеллоунайфа Эмиль Гримссон, исландец, известный своими полярными автомобильными экспедициями в высоких широтах, как северных, так и южных. Приехал встречать своих мужчин, сопровождающих «Электрический ниссан, от полюса до полюса». Эмиль един во многих лицах, это один из организаторов и нашей экспедиции. Электрические люди скоро будут назад, затаив дыхание будем слушать рассказы о трудностях и тяготах полярных путешествий на электрической тяге.

Такие дела. ВЕ


28.03.2023 Кембридж-Бей. Погода хорошая, но солнца нет, облачно. -30°С, лёгкий освежающий ветерок. Подготовка машин

Как и обещал, представляю участников.

Алексей Зайцев – 40 лет, женат, исступлённый отец, худощав, что очень ценится экипажем, по причине ограниченности жилплощади. Являет собой редкое сочетание инженера и рабочего высокой квалификации, будь то сварка, токарное дело или что-то ещё. Сейчас он и Константин Александрович строят волокушу для радара, работают на высокую науку. Алексей при выполнении творческих задач впадает в азарт перфекционизма и извлечь его безболезненно из этого состояния иногда бывает непросто, помогает, как правило, только новая творческая задача. В проекте Емеля они с отцом, тоже Алексеем, принимали самое деятельное участие практически с самого начала. Родом Алексей Мл. из Днепропетровской области Украины, там климат существенно теплее, но он, по собственному признанию готов терпеть холод, когда есть мужская тусовка из приятных тебе людей, к тому же больных на всю голову идеей проехать там, где проехать невозможно. На вопрос, зачем это нужно, давно ответил Сирано де Бержерак, в минуту просветления изрекший бессмертное: «вдвойне прекрасно то, что бесполезно», а он знал, что говорил, сдаётся мне. Мы же кроме «бесполезно» ещё и гляциологической науке хотим бескорыстно помочь. Так что наш поход не только вреден, но и полезен.

Немного прозы. Красная машина прошла полностью обслужена, готова в поход, вечером желающие выедут на лёд «прохватить» кружок с волокушей на хвосте, посмотреть, как будет она себя чувствовать. Из ангара в аэропорту пригнали жёлтую машину, есть лист недочётов, выявленных в прошлом году, устраняем.

Такие дела. ВЕ


26.03.2023 Кембридж-Бей. Солнце, ветра нет, -25°С. В общем, курорт. лопасти ветрогенератора

Возимся с машинами, в них есть над чем поработать, ведь совершенству нет предела. На зелёной – замена коробки передач, дала понять - пора на покой. Есть и творческие задачи, сваять волокушу для ледового радара. Требования простые: должна плавать, идти в колее вездехода, обладать таким же дорожным просветом, по возможности не содержать металла в конструкции, чтобы не создавать помех работе радара. Делаем её из пластиковых бочек, по принципу катамарана. Насколько жизнеспособной окажется наше детище, покажет жизнь. Она на то и жизнь, чтобы всё показывать и всему учить, но делает это, к сожалению, иногда с опозданием.

С утра наши электрические коллеги из «Nissan Pole to Pole» установили лопасти ветрогенератора, установленного на телескопической мачте, закреплённой на прицепе и красивой кавалькадой тронулись навстречу приключениям. Диаметр ротора метра 4, не меньше. Будет заряжать энергией батареи электрокара. Главное выпросить у природы-матери побольше ветра. Сверхзадача - доехать до северного магнитного полюса 1920-го года (он постоянно смещается и был по местным меркам неподалёку) и вернуться самостоятельно обратно, что уже само по себе достойно всяческого уважения.

В остальном всё обыденно, на ужин строганина из деликатесной белорыбицы, по напёрстку водки, всё-таки воскресенье и задушевные беседы о запчастях.

Со следующего раза начну рассказывать о наших мужчинах, непоседливые натуры которых гонят кого в высокие горы, кого в высокие широты, хотя, откровенно говоря, мотивация их, на мой взгляд, несложна, не сказать примитивна. Накувыркаешься на холоде и ветру с гаечными ключами под машиной, и возвращаясь домой чувствуешь себя в раю… недельки две-три, а потом снова пора в дорогу освежить в памяти остроту бытия. Так жизнь и прожигают.

Такие дела. ВЕ


25.03.2023 Кембридж-Бей, Нунавут, Канада (GMT-6). Ясно, -31°С, ветра почти нет.

Ночью из Йеллоунайфа приехали две машины сопровождения в рамках проекта «электрический Ниссан покоряет магнитный полюс». Не без приключений из-за малоснежной зимы скальные участки пути были зачастую для них труднопроходимы, что-то ломалось, чинили, ехали. Молодцы, добрались. Красавец Ниссан прибыл в Кембридж-Бей, как и положено настоящему проходимцу, воздухом. Дальше пойдёт своим ходом. Вновь прибывшие – трёхосные Форды F-350 6x6, солидные авто, во всём чувствуется невероятная мощь. Будем с интересом наблюдать.

Сегодня я победил в мозговом штурме на тему «где наш пятый прицеп», ведь в ангаре на территории аэропорта, нами обнаружены:

Но прицепов-то у нас пять! Работник аэропорта по имени Рэнди на мой вопрос не видел ли он пятый прицеп, ответил, да, видел, приезжал мужик на пикапе и увёз. Наши все с облегчением вздохнули, украли, пасьянс сложился. Сделался тот самый мозговой штурм, где его искать. Мы пошли логическим путём, как в знаменитом фильме Рязанова про с лёгким паром. Результатом нечеловеческого напряжения оставшихся в голове нейронов я вдруг понял – искомый прицеп спокойно стоит в ангаре, но не Кембридж-Бейе, а в Резолюте, мы же его там сами и оставили. Просто мне удалось раньше других сломать матрицу. Здесь не воруют. А мужик с пикапом забирал что-то своё, но сыграл роль дымовой завесы. Ну что ж, ломаем матрицу дальше. Завтра суббота, но в нарушение всех базовых законов мироздания будем работать.

Такие дела. ВЕ


Запись дела № 2/2023
22.03.2023 Ура! Наконец добрались до Кембридж-Бея.

Летели самолётом Beechcraft 1900D, вполне себе комфортно, пилотами два джентльмена в технарских робах, лет 21-22 от роду. Посадили мастерски. Погода ясная, бодрящая, рядом ангар с нашими машинами и всем барахлом. Кинулся первым делом к своей бочке, достал ушанку и валенки. Даниэла, встречавшая нас, несмотря на -28°С, в кепке-бейсболке, а я за ушанкой, это какой-то позор, как говаривал председатель домкома Швондер. Поселились, всё организовано отлично, спасибо большое Седрику. Максим во время операторской охоты за сюжетами, встретил на улице отрока лет 8-ми, и тот в беседе рассказал, что следит в Сети за нашей экспедицией и мечтает оказаться в числе участников. Такого же замечательного мальчишку мы когда-то встретили в деревне Яр-Сале на Ямале, он упросил маму выписать журнал «4х4 Полный привод» только потому, что в нём публиковались наши дневники. Вечером наконец-то жареная нельма (белорыбица), потом горячее обсуждение проблемы формирования продуктовых бочек в караванах и неотделимая проблема мелкого воровства из них участниками чего душа желает, а желает она всегда чего повкуснее. У доктора от этого, как всем известно, начинает портиться настроение, а там глядишь и депресняк... Задача на самом деле серьёзная, будем в этой поездке пробовать решить проблему разными методами, чтобы прийти к большому походу с простой и удобной системой укладки продуктов питания.


21.03.2023 Йеллоунайф.

Чудесная погода. Солнце, ветра нет, -21°С. Утро. За завтраком Сергей Ларин по секрету сказал мне, что у него от радости лишнего дня перестала на нервной почве трескаться кожа. Не исключено, таким методом в светлом будущем будут лечить кожные и не только, болезни. В компании Buffalo Air, нам тоже рады, заходишь к ним в ангар и рот сам собой растягивается в улыбку от вида самых разношёрстных самолётов, и стоящих на полу, и подвешенных под потолком малюток-гидропланов, на которых летом летают на рыбалку. Купаемся в атмосфере доброжелательности и желания помочь. Зураб сегодня в ночь уходит машиной в Эдмонтон (1600 км, отдаст проточить кое-какие детали, заберёт что-то для пикапа Arctic Truck, и сразу назад, одним словом, железный человек. Рыба закуплена деликатесная, Зураб же на просьбу добыть нам немного дичи, сказал, нет проблем, есть оленина, буйвол и даже бизонье, мясо, так что голодать, похоже, не придётся.


20.03.2023 Йеллоунайф.

Вчерашний день провели в дороге, Торонто-Ванкувер-Йеллоунайф. В Йеллоунайфе живём в той же гостинице, что и прошлом году, нас узнали, рады. Этот день станет одним из самых радостных в экспедиции, но мы пока этого не знаем. Напряжённая беготня за продуктами, упаковка всего закупленного, времени совсем мало, нервничаем, и, вдруг, в одном из разговоров с Седриком (он главный в проекте в том числе по всем полётам), выясняется, что летим мы на сутки позже и у нас ещё один день. Это называется «коллективный катарсис», подкидывает всё-таки иногда судьба незабываемые минуты!


Запись дела № 1/2023
18.03.2023 Торонто.

Доктор нервничает, долгая жизнь в дороге окончательно закрепила в нём убеждение, что рассчитывать надо только на плохое развитие событий, а если этого не происходит, то вероятность возникновения неприятности к следующему разу только вырастает. Доверяет по-настоящему Доктор только себе, да и то не совсем. По мере приближения к Кембридж-Бею, стартовой точке нашего пробега нервозность всё-таки спадает и у него. В этом году тренировочный выезд, будем строго следить за расходом топлива, потреблением продуктов и делать выводы, чтобы в следующем году на основной маршрут выйти с минимумом веса, имея при этом всё необходимое. Очень важной и непростой задачей будет наладка устойчивого и, по возможности, быстрого интернета. Такие дела. До связи из Йеллоунайфа.


17.03.2023 Торонто.

Продолжение шопинга, закупка рыбы из Невольничьего озера по удалёнке (спасибо Covid’у), сушим сухари. Закупили в польском магазине настоящего черного хлеба, покромсали на мелкие кусочки и теперь в наших комнатах царит хлебный дух, а все горизонтальные поверхности (кроме пола) заняты будущим деликатесом. Созвонился с Кристианом Хаасом, известным гляциологом из института Альфреда Вегенера. Вечером ужинаем вместе. Он принимает живое участие в нашем проекте, привёз ледовый радар для измерения толщины льда. Подробнее об этом интересном и полезном приборе я напишу позже.


16.03.2023 Торонто.

Гостиница. Люди вокруг обычные, без следов оскальпирования и прочего насилия. С утра, невзирая на 7-ми, а у кого и 10-тичасовую разницу во времени за работу, самую тяжёлую и неприятную мужскому сердцу, таскаться по магазинам со списками продуктов, инструментов и всякой другой необходимой дряни. Делать это в предместье Торонто не в пример легче по сравнению с Костантинополем, местная архитектура и колорит в экстаз, плавно переходящий в инфаркт-инсульт не вгонит, поэтому от задачи не отвлекаешься.


15.03.2023

Больше 11 часов в самолёте – это вам не фунт изюму, правда ближе к концу полёта справа по борту появилась Гренландия, пейзаж величественный, необычайной красоты, не то что те, в гостинице. Горы, сверкающие на солнце, ледники и море со льдинами. Прошёлся по салону самолёта, наши дремали, хотел разбудить, сказать, а потом отдумал, зачем такой красотой делиться, пусть будет моей, я им потом, в минуту слабости расскажу, может быть… В этот раз наша группа у офицера-пограничника подозрений почему-то не вызвала, а узнав, что мы дальше в Нунавут, он окончательно потерял к нам интерес и мы ушли в Канаду как-то слегка даже расстроенными.


14.03.2023 – Стамбул.

Погода хорошая, +5°С, вчера поздно вечером собрались в гостинице механики, ваш покорный слуга и доктор. С утра закупки на пробу разной мелочёвки, после обеда Ларин отпустил нас глотнуть напоследок византийской культуры перед погружением на два почти месяца в североамериканскую действительность. Доктор – человек с бритвенно-острым чувством ответственности, тратить время на вздохи типа «эх, жили люди…» он себе позволить не может. Гостиница наша соседствует с клиникой пластической медицины, и наша группа неприятно выделяется среди основной массы постояльцев отсутствием шрамов, опоясывающих голову или пластырей на носах, в общем плебейским пофигизмом в отношении собственной внешности. А мы что, трактористы, видно же невооружённым глазом.