Дневник арктического этапа трансглобальной автомобильной экспедиции

28.04.2024

27.04.2024

26.04.2024

25.04.2024 N85°40'15", W042°54'30". Одометр 4326. За день 29, полезных 9 км, антирекорд похода,хочется верить, первый и последний.

В 20.00 экспедиционного (магаданского) времени перешли на часовой пояс Нуука, что в Гренландии. Пытаемся таким образом бороться с белой мглой, пару раз она наваливалась на нас, бедных, именно в то время, когда планировалось ехать, а не спать. Получится обмануть её или нет, покажет жизнь, но на фото, сделанных с квадрокоптера в направлении движения в ясную погоду тени дают возможность лучше считывать рельеф заборов, через которые мы пытаемся пролезть минимальной кровью. Вчера выехали на большую полынью, простирающуюся в меридиональном направлении. При переезде через неширокую полосу совсем слабого ниласа, машина проскочила, а прицепы от удара об лёд подскочили вверх только что не на метр, эксперимент нехороший и к повторению не запланирован. Потом, на этой же полынье проваливались ещё, но на небольшой скорости, и веревкой вытаскивали машину без риска повреждений. В условиях плохой видимости несколько раз использовал лестницу на крыше зелёной машины, быстрее, чем запускать дрон, да и локальный выбор пути легче, поскольку торосы видишь собственными глазами и лучше понятен их размер. Почитал на досуге телеграм-канал Савельича, автор использует часто выражение "рубились", но ведь мы пешнями лёд колем, а не рубим, тогда значит, мы "кололись"? Звучит красиво, но в контексте нынешних будней, несколько, на мой взгляд, двусмысленно. Но ведь двоемыслие нынче в ходу?

Такие дела. BE


24.04.2024 N86°05'22", W042°49'27". Одометр 4257, за день 36, полезных 25 км.

Полынью, перед которой вчера встали ночевать, к утру задвинуло и мы просто её переехали, жаль только, что происходит это с полыньями далеко не каждый раз. С утра наша смена ехала неплохо, пару раз при переезде через покрытые молодым льдом полыньи, прицепы проваливали лёд, но машина их вытаскивала. Синяя разок провалилась целиком, вместе с прицепом, но другой машиной её вытащили на твёрдый лёд за несколько минут. После обеда пришёл снимок от Кристиана Хааса, вторая смена ломанулась по нему в сторону большой полыньи, в надежде обрести там автобан, но гадюка надежд не оправдала, ни доехать до неё, ни ехать по ней оказалось невозможно, после нескольких часов мучений и активной работы пешнями по разрушению первозданной природы Арктики вернулись на свой след, замкнув кольцо. А погода хорошая, ясная, ветер С-В.

Вот так у нас тут. BE


23.04.2024 N86°19'04", W042°06'14", Одометр 4221, за день 36, полезных на юг 24 км.

Погода ясная, -20°С, ветра почти нет, но есть торосы в избыточном количестве и полыньи-трещины, прикрытые к тому же свежим снежком. Машинам тяжело, но едем, до обеда продвинулись на юг на 13 км, проехав при этом 21км. Соотношение пройденного к полезному – 1.6. Держать курс пытался 195-200 градусов, после обеда жёлтая машина впереди, к вечеру проехали примерно столько же, уперлись к 7 часам вечера в неширокую, но длинную в обе стороны полынью и встали на ремонт, замена несущего элемента боковой подушки двигателя в красной машине. В нашей попытались заклеить трещину в шине, образовавшуюся то ли от слишком продолжительной езды со складками, то ли просто от большого пробега. Поможет вряд ли, но менять её на запасную не хочется, эта шина шипованная и в Гренландии на леднике она была бы предпочтительнее. Запасные шины у нас нешипованные. Ложимся спать в надежде, что полынью к утру задвинет.

Такие дела. BE


22.04.2024 N86°32'07", W042°59'14". Одометр 4185, за день 38, полезных 19 км.

Третий или четвёртый день белая мгла, страшно замедляет движение. Опять въехали в район множественных разрывов, лестницы, езда вдоль полыней в поисках переходов, наконец терпение моё лопнуло и, подобрав неширокое место с ровными берегами, поплыли. Погода тёплая, ветра почти не было, идеальный тренировочный заплыв для начинающих. На всё про всё ушло полтора часа, не считая ещё 40 минут для заесть куском колбасы и запить за неимением чего-то посущественней чашкой чая стресс от погружения морды машины в чёрную ледяную воду. Потом надо было себя похвалить, затем только уже поехали. Итого, 2ч 15 мин. В общем, тоже неплохо, если учесть, что с утра почти три часа проездили вдоль полыньи, бездарно потратив время и топливо. Сегодня Антон подробно исследовал повреждения своего дрона после вчерашнего его падения в глыбу льда и пришёл к неутешительному выводу, ремонту в полевых условиях не подлежит. Теперь у нас остался последний дрон, нашего оператора Максима. Если что-то с ним случится, у нас есть лестница на крыше зелёной машины, эта конструкция точно не подведёт, но и менее эффективна в сравнении с дронами. На завтра и послезавтра прогноз погоды хороший, солнечно, местами облачность. Будем надеяться, сможем ускорить наше продвижение навстречу бюрократическим проблемам по нашему въезду в Гренландию. Сегодня к нам прилетела гостья, полярная пуночка. До ближайшей суши больше трёхсот км, ветер южный, наверное, задумалась о чём-нибудь сильно и оказалась вдали от берегов. Кто-то из наших насыпал ей овсянки, но шансов вернутьcя на землю, сдаётся мне, у неё не слишком много. Орнитологи говорили нам как-то, иногда у птиц глючит система навигации и птицы залетают не туда, куда надо. В 2019 году в Антарктиде мы встретили поморника на расстоянии больше 1000 км от побережья, думаю участь его была печальной. Не зная дальность полёта этих птиц, хоронить их пока не будем.

Такие дела. BE


21.04.2024 N86°43'11", W042°02'56". Одометр 4143, за день 23, полезных 16.5 км.

День ничем не выделяющийся из череды наших будней. Тепло, мгла, медленная езда, частые полёты, во время одного из них у летательного аппарата отказал один двигатель и квадрокоптер рухнул вниз и, к сожалению, не в снег, а в ледяную глыбу. Ревизию и восстановление отложили на завтра, пока просим летать Максима, нашего оператора. После ужина видимость появилась, поехали, но после получаса мгла опять навалилась, и мы отправились спать.

Такие дела. BE


20.04.2024 N87°01'21", W040°39'00". Одометр 4096, за день 74, полезных 46 км.

Совсем неплохо, если помнить, что весь день держали курс на ЮЗ, в надежде объехать так нелюбимые нами полыньи. В конце дня опять мгла. В конце своей смены всадил на приличном ходу колесом в льдину, незамеченную под снегом, да так, что погнул рычаг поворотного кулака. Схождение передних колёс рулевыми тягами отрегулировать удалось, можно ехать дальше. Обидно, грубейшая ошибка вождения. К концу дня подобрались к 86-му градусу, зоне больших полей торошения, это ещё Чуков говорил, да и сами видели в предыдущих походах. Полыньи хуже торосов, но и колоть бесконечно ледяные заборы тоже неинтересно. Деваться некуда, оставаться нам тут большого смысла не вижу. Чтобы днём не ехать постоянно против солнца, установили в экспедиции время со сдвигом от астрономического на 12 часов, но практика показывает, что белая мгла делается как чаще как раз нашим рабочим днём. Не исключаю перехода обратно на астрономическое время, хорошая видимость важнее, удобного освещения, либо ехать и жить вне режима, появилась видимость, сразу подхватываться и ехать. Несколько дней так продержаться можно, продолжительное же время, долго не продержишься.

Такие дела. BE


19.04.2024 N87°26'30", W032°35'33". Одометр 4021, за день 47, полезных 11 км.

Полезных так мало, поскольку осознанно ехали не на юг, к вину и куреву, а на Ю-З и даже на запад, убегая из зоны множественных разрывов во льдах СЛО (Северного Ледовитого океана). На утреннем обходе каравана бдительный Дубинин заметил намечающиеся трещины в дышлах прицепов, при переездах через острые гребни торосов машина проходит их, не цепляясь днищем, а у прицепов продольная проходимость хуже и дышла часто работают на излом. Поставили в план на сварку и ремонт. Недосыпаем, особенно Антон Ершов, он с детского сада не спит днём и нарушать этот принцип не собирается, а мы с Дубининым, как личности беспринципные, спокойно подвахтенное время можем провестив в «багажнике», как мы называем спальный отсек. Это очень скрашивает тяготы долгой арктической кочёвки. Сегодня же у нас сделалось авиационное происшествие, при выполнении фигур высшего пилотажа дрон не вышел из пике и на скорости 120 км/час врезался в ледяной панцирь СЛО, на его (дрона) счастье покрытый снегом. Личный состав экспедиции по тревоге был мобилизован на поиски летательного аппарата, нашёл же его, конечно, Обиход. Фигуры высшего пилотажа не входят в обязательную программу полётов похода, но у Антона зависимость, сродни наркотической, не покрутиться волчком в небе перед и после выполнения полётного задания он не состоянии. Теперь о другой, тоже дроновой, зависимости, ею заболели мы все. Подъезжая к полынье, мы летим, видим потенциальное место переезда в паре километров, едем туда, убеждаемся в невозможности пересечь полынью, летим снова, снова видим перспективное место и т.д. В результате иногда тратим времени больше, чем если бы просто переплыли полынью и ехали дальше. Чем больше летаем, тем больше отвыкаем от мысли, что умеем плавать и хорошо бы этим уметь эффективно пользоваться.

Короче говоря, кругом зависимости и комплексы.

Так и живём. ВЕ


18.04.2024 N87°26'29", W032°36'32". Одометр 3974, за день 63, полезных 23.

Из приведённых выше цифр следует, что рельеф весьма непростой, но проходимый, основную же трудность представляют бесконечные полыньи, на объезд которых тратится уйма времени и топлива. Расход его таков, что вечером звонил Эмилю в Исландию, запросил 800 л топлива на припай Гренландии в районе мыса Моррис-Джесуп. С разрешениями на въезд в Гренландию дело, со слов Савельича, сдвинулось с мёртвой точки и даже в позитивном направлении. У нас лопнула левая средняя пружина, замена – 30 мин. Заканчиваются сварочные электроды, большая часть их идёт на ремонт колёсных дисков. Перед сном решили полетать над полыньёй, которую предыдущая смена по-дружески предоставила честь преодолевать нам. Летели с надеждой, что её начнёт сдвигать, а её раздвинуло. Другие бы огорчились, а мы уже привыкли, просто будем завтра делать свою работу.

Такие у нас тут будни. ВЕ


17.04.2024 N87°45'13", W031°08'23". Одометр 3911, за день 43, полезных 21 км. Ситуация с продвижением на юг плавно напрягается.

С утра было всё хорошо, потом снова полыньи, две или три больших, вдоль одной из них пришлось ехать порядка 10 км, пока она соизволила пропустить нас дальше на юг. Ехать 10 км означает зачастую продираться через бесконечные гряды поперечных торосов, перемежающихся с трещинами и разрывами второго порядка. Много летали в поисках лучшей доли, потом у Антона сгорело зарядное устройство и, если он не ухитрится его починить, то летать придётся Максу, и мы станем зависимыми от одного дрона. В 11.30 в двигателе появился звенящий звук, его сразу выключил, остановились, стали разбираться. Довольно скоро нашли причину, от свечи накаливания отломился кусочек нагревательного элемента. Сначала были лентяйские мысли как извлечь обломок малой кровью, потом здравый смысл возобладал над ленью, и было принято решение снимать голову, вычищать всё основательно, короче сделать всё основательно. Алексей Дубинин и Антон Ершов управились с этой работой за шесть часов. Двигатель был спасён. Ещё раз порадовались центральномоторной компоновке машины, позволяющей производить даже сложный ремонт внутри машины, в тепле с работающей печкой, когда за бортом совсем не жарко и бодрящий ветерок. За неимением динамометрического ключа момент затяжки болтов головки блока, контролировали безменом, выпрошенным под расписку у доктора. В чём-то он прав, народ русский велик и прост одновременно, доктор нередко находил продукты лежащими в бочках под гнётом запчастей, которые при тряске превращали ценный продукт в мелкое крошево. Доверие его к рабочему классу экспедиции такими поступками подорвано, но он держится, виду не подаёт, как ему с нами тяжело. Мощная личность, короче.

Такие дела. ВЕ


16.04.2024 N87°56'33", W034°50'17". Одометр 3868, за день 62, полезных 37 км.

День самый обыкновенный, будильник в 4.00, встали в 4.20 с трудом, накануне легли в полночь. С утра белая мгла, потом получше, но полыньи и бесконечные мелкие разрывы портили нам кровь и нервы до обеда. После обеда стало получше, после 17 часов совсем хороший рельеф, но видимость опять упала. С въездом в Гренландию проблемы, наши люди на большой земле пропустили то ли сроки подачи документов, то ли что-то недодали, и нам пришёл отказ в посещении этого острова. Теперь заявка на въезд будет подаваться заново, поскольку апелляции законом не предусмотрены. На рассмотрение у нас есть две-три недели пока мы доберёмся своим черепашьим шагом до припая Гренландии. В принципе я не против провести какое-то время в Гренландско-Датской тюрьме за нарушение миграционного режима, испытать на себе гуманизм европейской системы наказаний, пусть он даже и не такой щадящий, как на нашей человеколюбивой Родине. С рабочими визами для механиков тоже неизвестность. Но… деваться нам всё равно некуда, кроме как ехать на юг, чем мы и занимаемся в свободное от печальных и не очень мыслей время.

Такие дела. ВЕ


15.04.2024 N88°16'30", W030°54'26". Одометр 3806, за день 41, полезных 13 км. Тяжёлый день.

4 часа утра. Зелёная машина. Слегка ополоумевшие от недосыпа обитатели обсуждают за кофе разницу в понятиях смиренности и покорности. Мнения разные, полтора часа до выхода на линию пролетели, как всегда, до неприличия быстро. Хороший пример, приятие тех или иных погодных и ледовых условий в нашем походе, это покорность или смиренность? И ещё фатализм, это что и как соотносится с ними? Так, с неоконченным диспутом и пустились в дорогу. Из тематики наших ежевечерних брифингов ушло планирование пробега следующего дня, всем, наконец стало понятно, что надо быть просто "спокойным и упрямым" и работать размеренно, не сравнивая результаты сегодняшние с достижениями других дней.

Так что, потихоньку становимся полярниками, приходит понимание кто ты тут и каков твой масштаб в этой великой ледяной пустыне, в которой, к слову сказать, мы находимся в одиночестве. Ближайшие люди в недалеко, всего в 750-800 км. Вспоминается, как на понедельничных зум-конференциях деловито обсуждались вопросы подстраховки нашей группы, будет ли работать Барнео, с какой широты нас спасут в случае необходимости те или иные службы Гренландии, Канады или России. А теперь "кругом тайга, одна тайга, и мы посередине". Это песня была такая. Романтическая. Красота, в общем.

Такие дела. BE


14.04.2024 N88°23'12", W030°44'52". Одометр 3765, за день 78, полезных 50.

Погода – весна, спали с печкой, чтобы натаять за ночь воды на завтрак, было жарко. Мы спим валетом, ближе к утру у своего лица обнаружил чьи-то голые ноги, как показали дальнейшие исследования, Ершовские. После кофе и овсянки была несложная езда, отягощённая переездом по лестницам на пределе их длины, так что даже вставили удлинители. По моему требованию в машинах оставались только водители и Сафонов, который предпочтёт страшную гибель в ледяной пучине подъёму раньше 11 часов. Принципы, понимаете ли... Достойно уважения. Человек хоть за что-то готов бороться даже ценою собственной жизни. Мы по-прежнему в мёртвой зоне, ни медведей, ни нерпы с лахтаками, они-то любопытные, любят посмотреть, кто у них там, этажом выше куролесит. Даже следа ни одного не видели. Вроде Канадско-Гренландская зона, всё чинно-благородно, природу берегут, а нет никого. В русском секторе же наоборот, только успевай от медведей свои бочки со жратвой охранять, видно есть какой-то магнетизм в нашем бардаке… Куда все свалили? В Израиль нынче неинтересно, в общем, вопрос вопросов.

Такие у нас тут загадочные дела. ВЕ


13.04.2024 N88°50'04", W020°30'59". Одометр 3687, за день 58 полезных на юг 34 км.

На линию выехали в шесть, накануне легли поздно, ехали до 9 часов, потом ужин, потом замена пыльников на рулевой рейке взамен сломавшихся в начале пути при морозах за 40 градусов. Спали едва ли больше 4 часов, народ устал и потребовал вернуться к 12-часовому рабочему дню, ведь это только движение, обслуживание машин вечернее в это время не входит. Сегодня был творческий день в смысле преодоления полыней, потихоньку наглеем, начинаем ездить по всё более тонкому льду, если лёд пробивается всего двумя ударами пешни, едем. Пару раз волна на льду была вполне серьёзная, покачались как при хорошем землетрясении. Пару раз провалил прицепы в воду, тяжёлые, в обед была заправка, с нашего заднего прицепа (зелёная машина только тащит два, остальные по одному) слили литров двести топлива, стало чуть веселее. Это полезный опыт накапливаем, сердце вещует мне скорые встречи с серьёзной водой и правильное понимание возможностей машин и льда может сэкономить нам время. К вечеру (нашему) потеплело до -20°С, сразу белая мгла, видимость плохонькая, скорость движения и поиска проходов в заборах сразу падает. Доктор начал раздавать продукты Гала-Гала из России, вполне себе хорошие. Про цену их сказать этого при всём желании не смогу.

Такие дела. BE


12.04.2024 N89°08'15", W007°07'30". Одометр 3629, за день 58, полезных 37 км.

Множественные разрывы, довольно обширные зоны ломаного льда, вот начало, почти традиционное, последнего времени. Ближе к полудню, провалил тяжёлые прицепы в воду, передний машина вытащила из воды, а у второго оборвалось переднее крепление реактивной штанги слева. Ремонт, сварка полтора часа, совмещённые с обедом. Ехали до девяти вечера, в конце дня жёлтая машина тоже провалила прицеп. Тяжёлые они, до краёв налитые топливом и набитые жратвой, надо внимательнее относиться к собственным хвостам. Доктор начал раздавать еду, прибывшую из России-Барнео, то есть русскую, или, по крайней мере, дружественную. Мы сразу это почувствовали, горчица человеческая, сало от батьки, чёрные сухари из бородинского, всем стало веселее, кроме Эндрю Ивановича, он при слове «борщ» душевного подъёма не испытывает. В общем, непроста жизнь канадского полярника из солнечного Лос-Анжелеса в компании суровых сибирских, московских и прочих мужчин. Я пишу дневник, за окном куют что-то железное, это Дубинин Алексей, совершенно неугомонный человек, меняет пыльники рулевых тяг на нашей машине на присланные Алексеем Шкрабкиным нам из Москвы через Барнео. Впереди не исключены встречи с водой, через которую придётся плыть, поэтому надо все уплотнения держать, по возможности, в порядке.

Такие дела. BE


11.04.2024 N89°28'02", E007°35'04". Одометр 3571, за день 41, полезных 22.2 км. Не густо.

Накануне механики долго возились с заправкой, потом с установкой редуктора в зелёной машине, в конце ночи только пошли спать. Выехали в девятом часу, встали на ночь, как обычно, в семь часов. Главные новости пришли из Красноярска, Барнео сворачивает работу, бюрократия не дала провести программу, в чём причина, нам неведомо. Хорошо, что мы до этого момента получили наши грузы и топливо, сочувствуем коллегам по высоким широтам, проделана такая большая работа по подготовке лагеря на льду, трижды переделывалась полоса, и всё насмарку, и стыд перед туристами. Можем себе вообразить. Зураб наш с грузом запчастей и разной мелочёвки улетел в Москву-Тбилиси, надеется встретиться с нами на севере Гренландии. А наш караван после трёх дней тягостного ожидания вновь набирает ход, планируем удлинить наш рабочий день на пару часов с тем, чтобы наверстать упущенное бездарно время. Кристиан Хаас, гляциолог, настоятельно рекомендует двигаться западнее 40-го западного меридиана. Восточнее много или намного больше разрывов и полыней.

Такие дела. BE


10.04.2024 N89°40'00", W38°58'16". Одометр 3519 км. Стоим на льдине, но дрейфом унесло уже почти на сорок км.
Несёт в сторону Норвегии.

Заменили радиатор в зелёной машине на наш старый, который отходил много походов, но был заменен на более многорядный перед Антарктикой, по причине тяжёлого каравана и высоты. Вертолёт прилетит в шесть вечера по Красноярску, мы же перешли на Магаданское время. Прилетели знакомые лица, Роман, Алексей. Приветы от Бакалова Е.И. и Глаголева Димы. После разгрузки обмен ценными подарками, мы мужчинам с Барнео мягкий топливный мешок, они нам бутылочку черничной настойки из красноярской тайги. Заправили больше 2500 л солярки, в принципе до станции Норд на севере Гренландии должно хватить. Нам по ошибке чуть не отдали 300 литров бензина «калоша», вовремя спохватились, что это не наш груз, а то бы лыжники «последнего градуса» оказались без топлива для примусов. Поставили редуктор в задний мост, теперь наша машина снова вездеход. Добрые люди с Барнео поделились с нами также моторным маслом и антифризом, так что мы теперь живём и хоть чего-то не хватает, ехать можно.

Такие дела. BE


09.04.2024 N89°45'52", W38°36'00". Одометр 3519 км, но это дрейфом нас волочит в сторону Мурманска.
За двое суток мы уехали от полюса на 26км.

Новости с большой земли снова не лучшие, вылет задерживают с 11.00 до 17.00 по Красноярску. Мы сразу решили, что раз задерживают, а не отменяют, значит погода либо в Хатанге, либо на Барнео. Как показали научные исследования, ни то, ни другое. Какие-то бумаги были оформлены неверно, и рейс не выпустили. Сколько бумаги можно извести за шесть часов задержки, можно только догадываться. Зураб получил обратно наш груз из Хатанги, поскольку в Хатанге догрузить его по неизвестным причинам невозможно и будет пытаться сделать это в Красноярске. У нас усилился ветер, но в пределах разумного, поход в туалет считать настоящим подвигом пока рановато. Механики перечинили в машинах всё, что могли. Топливо из бочек и мягких «пузырей» слили полностью, что называется до капли, получилось примерно по 20 л на машину. Суточная потребность одного автомобиля на отопление и двух-трёхразовый запуск двигателя для подзарядки аккумуляторов – примерно 6-8 литров, так что два дня мы живём как люди, после придётся что-нибудь придумывать. Никто и не обещал, что будет легко. Гренландские власти в течении нескольких дней, надеемся, примут судьбоносное решение, разрешить нам проехать по территории национального парка «Гренландия» или отправить на восток вдоль северного побережья до военно-научной станции Норд, где у нас проверят наличие въездных в Гренландию виз. После этого мы сможем продолжить наш путь на юг. Таковы наши планы, а пока мы сидим по машинам, в ожидании вертолёта с топливом и Зурабом.

Такие дела. BE